"Семья каннибалов из Донецка съела в Ворзеле пол-этажа"
"Обозреватель" провел расследование душераздирающих "фактов" из жизни поселка Ворзель, которые красочно описали "Факты", поставив на уши донбасских переселенцев и волонтеров.
Секретарь Ворзельского поссовета настолько обескуражен вероломством прессы, что уже не доверяет моему журналистскому удостоверению - просит еще и паспорт. После публикации о бесчинствах донбасских переселенцев и надругательстве над государственным флагом ("Беженцы, которых приютили в санатории под Киевом, сорвали со школы украинский флаг", Мария ВАСИЛЬ, "ФАКТЫ". 09.08.2014), Олегу Атаманчуку пришлось давать пояснения в прокуратуре.
В статье "Фактов" он оказался единственным реальным персонажем. Вот теперь и отдувается. Поясняет, что слухов много. А фактов - ни одного.
Большой переполох в маленьком Ворзеле
- Слухи кто-то намеренно распространяет, чтобы создать напряженность в Ворзеле. Кто-то пытается поссорить людей. Слухи эти теперь проверяются органами внутренних дел, а я попросил газету сделать опровержение, - слегка сердито говорит Атаманчук.
Человек заранее запасся стихами. Видно, что дает комментарии не первый раз и очень переживает. Зачитывает с листа Высоцкого: "Словно мухи тут и там, ходят слухи по домам, а беззубые старухи их разносят по умам".
- По умам! - многозначительно повторяет Атаманчук.
После статьи, в которой донбасские сепаратисты ездят на иномарках и занимают целые этажи в санатории "Победа". Словом, жируют за казенный счет, пока их дети на мелкие клочки кромсают желто-голубые флаги, Ворзель стал объектом повышенного внимания.
Сюда хороводами пошли представители СМИ. Местные правоохранители провели переучет ворзельских флагов (все державные символы оказались на своих местах). А к поселковому голове наведалась даже миссия ОБСЕ.
- Грустно, когда народ сталкивают, - говорит поселковый голова Александр Филиппович Венгрик. - Кому это надо: разжигать ненависть среди украинцев? Это у нас уже третья волна провокаций: "снимали" уже флаги Украины и со школы, и с сельрады...
В материале "Фактов", набравшем рекордное количество просмотров и перепостов, переселенцы еще, покупая водку, швыряют в лица продавцам монеты со словами: "Это вам на АТО" и разбрасывают листовки за "ДНР" на вокзале.
- Листовку я видел, - признает печальный Александр Филиппович. - В мусорнике. Месяц назад. С какими-то глупыми стихами о Президенте.
В центральном магазине, при слове "журналист" продавцы разбегаются, как черти от ладана. О монетах "на АТО" и они слышали. Но кто кидал, кидал ли, кому?..
На вокзале подметает пожилая работница аптеки (вокзал здесь - небольшой пятачок и аптека - самое заметное здание). Она тоже в курсе листовок, которые "разбросала" Мария Василь.
О листовках люди говорили еще несколько месяцев назад. Но листовки были без аббревиатуры "ДНР".
Поселок Ворзель - совсем небольшой. Все знакомы. А школа одна. Представьте, если бы с нее сорвали флаг, порвали на лоскуты и разбросили на площади (кстати, вокруг школы ни одной площади нет). Осталось бы это незамеченным?
В Ворзельской школе флаг прикреплен на уровне 2 этажа и круглосуточно дежурит сторож. Поэтому директор школы несколько возмущена.
- До нас вже з МВС приїжджали - прапор як висів, так и висить - ось подивіться, - говорит директор Татьяна Волга. - Це ще треба постаратися, не звертая уваги на вахтера, піднятися на другий поверх. А з якою метою газета неправду пише, не можу цього зрозуміти.
Психоаналитик: о сепаратизме подростки думают в последнюю очередь
В море сосен утопает база отдыха "Победа" - этот санаторий до Чернобыля имел союзное значение. Здесь живет наибольшее количество переселенцев (по данным на 13 августа - 118 человек).
У центрального корпуса на лавочке знакомлюсь с людьми. Пожилой человек из Славянска Сергей Федорович Саранцев рассказывает, как они с супругой прятались под лестницей на первом этаже, пережидая "бомбежки" - им архитектор подсказал, что так есть шанс спастись, даже если дом разрушится.
- Здесь хорошо встретили. Жене надо было что-то в секонд-хенде. Мы - давай расплачиваться, а продавец говорит: "Нет, вы переселенцы". И денег не взяла! "Не думайте, - говорит, - Что "бендеровцы" жадные". А одна женщина догнала, и 200 гривен нам сунула, - со слезами рассказывает дедушка.
Наконец, удается напасть и на след "уничтоженного" флага. Сосед Сергея Федоровича и его товарищ, пенсионер из Краматорска Михаил Петрович Скоробогатов вспоминает, что месяц назад кто-то (то ли из жильцов, то ли из отдыхающих) повесил на дерево у корпуса украинский флаг, а потом снял.
В общем, как в анекдоте: ложечки нашлись, а осадок остался. Или еще лучше: "Чув дзвін..."
Рядом - полно детворы. В том числе - подростки. Замечаю, с каким вниманием с детьми работают психологи. Рисуют, что-то обсуждают. На лицах - желтые и голубые полосы.
Психоаналитик Анна Диденко работала волонтером на Майдане, а последние три месяца раз в неделю приезжает в Ворзель - бескорыстно помогает переселенцам и их детям. Если бы среди них были сепаратистские настроения Анна их заметила бы первой.
Читайте: Террористы запретили мужчинам от 18 до 60 лет покидать Луганскую область
- Подростков волнуют друзья, которые у них остались дома, школа, а политика - в последнюю очередь, - Анна улыбается. - Через рисунок они выражают тревогу - изображают роботов, которые воюют, взрывы, часто рисуют кровь. Наша задача трансформировать это в созидание.
- Но как относиться к "факу", который пацан из Луганска показал "Небесной сотне" в Трускавце (фотку разместил ВКонтакте)? - спрашиваю о еще одном скандальном ЧП, которое обсуждает вся Украина.
- Не думаю, что это опасные проявления. Не думаю, что правильно разделять реакцию детей в Луганске от реакции детей где угодно в мире. Миллиард причин может быть. Взрослые могут вкладывать совершенно иной смысл, а подросток подразумевает что-то свое, - говорит Анна.
- А взрослые какими переживаниями делятся ?
- Об оставленных в зоне АТО близких. Об утраченном доме. Дом в своих переживаниях наделяют чертами живого существа. Святыни, в которой остались воспоминания, счастье, а иногда и смысл жизни.
Выясняется, и Анна читала материал в газете "Факты", который пригнал меня в Ворзель, и считает опус небезобидным.
- Такие статьи не только вызывают переживания, но и буквально могут лишить людей крова над головой. Их читают, им верят. И из-за прочитанного меняют отношение на негативное. Не думаю, что этот материал - случайность, - говорит Анна Диденко.
"Хлопець без голови", в которого верят вышиватники
Между прочим! Отдельного изучения заслуживает такой феномен - почему взрослые люди относятся с бОльшим доверием к негативной информации и пересказывают ее друг другу с таким энтузиазмом. Почему, передавая из уст в уста, снабжают легенды дополнительными деталями?
Это что-то из глубин подсознания? От пращуров? Из периода безраздельной власти духов и заклинаний?
- Сьогодні йду на роботу, зустрічає знайома: "Жанна! Це правда, що до вас зі сходу хлопця без голови привезли?". Відповідаю: "Вчора вввечері всі чоловіки та хлопці полягали спати з головами". Виявляється - повернувся додому хлопець Діма, був в АТО, трохи контужений, зараз лікується. От такі вже ужаси роздмухують люди, що дивуєшся, - передает самую свежую страшилку Ворзеля сельсоветовский главбух.
Что же такое слухи?...
Я была потрясена, узнав насколько всерьез к ним относятся политтехнологи. Помните, что политолог Антон Круть рассказал во время пресс-марафона в "Обозревателе"? "Глава генштаба РФ Герасимов опубликовал статью, где говорится: в методах современного ведения войны лишь одна треть принадлежит военному компоненту, остальное - работа с населением, работа со СМИ, в том числе - распускание слухов. Это Герасимов называет закреплением на территории врага".
Читайте: "Россия - страна гопников"
Для любителей слухов об ужасных переселенцах Антон Круть придумал специальное прозвище - "вышиватник". Он заметил, что в украинском обществе именно сейчас, когда патриоты всей страны форсируют победу, нагнетается новая волна ненависти и лжи.
- История в Ворзеле - не первая подтвержденная информационная спецоперация россиян, - уверяет Антон Круть.
- Ватников полно и в Киеве, и в Закарпатье, и Януковича там поддерживали - будь здоров, а сейчас перекрывают трассы, протестуя против мобилизации и рассказывают, как дети переселенцев брызгают из баллончиков местным детям в лицо. Хотя я там пока ни одного нашего переселенца не видел, - говорит предприниматель из Луганска Андрей.
Андрей вызвался съездить со мной в Ворзель, поскольку очерняющие слухи о "лугандонцах" воспринимает как личное оскорбление.
Сам он уже 10 лет живет в Киеве, вывез бизнес из Луганска из-за таких "хозяев жизни", как Ефремов. Имеет свое дело в столице, и в Закарпатье. Помогает армии и переселенцам, отказываясь афишировать добрые дела.
- Не сомневаюсь, что если ты напишешь, что в санатории "Победа" поселилась целая семья каннибалов из Донецка и съела пол-этажа отдыхающих, в это поверят все, - говорит Андрей.
- Хотя победа зависит от того, сможет ли общество перестать подыгрывать России и перенаправить гнев с жителей Донбасса в сторону тех, кто разжег войну, - присоединяется Люба - еще один мой компаньон в ворзельской поездке.
Активистка донецкого евромайдана Люба живет в гараже у знакомых, уже нашла работу в Киеве и помогает землякам, которые более нуждаются.
Донбассцев, бежавших из оккупированных городов, Андрей и Люба считают заложниками, которых в нынешней ситуации слухи способны убивать.
"Ху*вый Донбасс", ты никому не нужен. Кроме Бородая
Донетчанка Валентина Трубич пережила все ужасы войны - видела из своих окон, как стреляют грады, выбрасывая снаряды-кометы, видела как горят маршрутки с людьми.
"И когда нужно было решать - уезжать или нет... Встал вопрос: "А кому мы там нужны?" - говорит Валентина. - Потому как соцсети были забиты темой - ху*вый Донбасс. "Все жители сволочи, всех расстрелять, они во всём виноваты, гнать этих беженцев к еб*ням, пока они не принесли беду и к нам"... По этой причине не уехали многие. Куда ехать, если ненависть лавиной? Нам повезло остаться в живых, многим - нет. И когда сегодня говорят о том, что на Донбассе погибло более тысячи мирных жителей, в том числе и дети, невольно думаешь о том, что эта цифра могла бы быть меньше. Не будь такой злобы, раздутой кем-то по глупости, кем-то специально ".
Эту мысль поддерживают и люди, все еще остающиеся на оккупированной территории. Виктор Семернин делится впечатлениями о том, как недавно один из лидеров террористов - пиарщик из Москвы Бородай, встречался с местными жителями.
На собрании с людьми террорист пугал перспективой тяжелых затяжных боев, советовал - как вести себя при артобстреле и бомбежке. А главное - рассказывал, что не нужны жители Донбасса нигде в Украине: и жилье им не сдают, и на работу не берут. В общем выход у них один: сложить голову за "ДНР."
Один из самых ярких украинских националистов - политолог Станислав Федорчук (родом из Донецка, нынче живет во Львове) считает, что современная война клинически выявила все болезни и комплексы общества.
- Коли ми правдиво дивуємося, як пересічні мешканці Донбасу, які існують в інформаційній ізоляції від України, вірять в розіпятих хлопчиків від Національної Гвардії, то варто сказати і наступне. Віра в біженців-гопників-злочинців-нероб-пройдисвітів, вона того самого гатунку, що і віра в укрофашистів і хунту в Києві. Тобто, українське суспільство в часі війни виявилося неосвіченим і готовим до ненависті так легко, як цього і хотілося ворогові. Якщо Церква і суспільство надалі будуть закривати очі на ці хвилі, то більше важелів вплинути на ситуацію я не бачу, - комментирует Станислав Федорчук.
Читайте: Гиркин нужен Кремлю или абсолютно управляемым, или героически погибшим – российский публицист
А я вспоминаю другой убийственный слух - о 40 автобусах с бойцами Правого сектора, которые устремились в Донецк в феврале. Ужасную весть о правосеках, которые едут в Донецк устанавливать свои кровавые порядки, выдал в тираж Донецкий секретарь горсовета Сергей Богачев. После чего в Донецкой облгосадминистрации начали заваривать окна и двери металлическими листами.
Многие тогда смеялись над россказнями Богачева, не понимая, что двери все-таки будут выламывать... Но чуть позже, и не правосеки. А гости из Ростова и люмпены из депрессивных городов Донбасса. С правосеками - это ведь тоже был слух-технология, который имел вполне конкретную задачу. И с нею справился: мобилизовал темный народ в террористическую армию.