Все зависло в Украине в ожидании, когда же Янукович даст добро (или зло) на какие-либо шаги по выводу политической системы из клинча. Без Януковича у нас ну никак не шагается. Рада демонстрирует просто-таки чудеса пустопорожности, и все парламентские силы, чтобы как-то заполнить ожидание, соревнуются в бессмысленном красноречии с трибуны парламента.
И тем не менее, фундаментальное свойство будущего в том, что оно рано или поздно наступает. В один прекрасный момент назначение премьер-министра из будущего станет настоящим, и все, кого это касается, уже сегодня ведут соответствующую работу - кто тихо, а кто и публично. Впрочем, как раз публичность свидетельствует об отсутствии выдержки и шаткости позиций. Это в полной мере относится к Арсению Яценюку, который в интервью Deutsche Welle четко дал понять, чем он готов пожертвовать ради поста премьера: "Это очень рискованно. Но речь идет не о моей политической судьбе, а о судьбе страны. Я готов потерять рейтинг, чтобы спасти страну".
Яценюк, похоже, единственный политик, который открыто заявляет о премьерских амбициях - естественно, облекая их в слова о "полноте ответственности" и "правительстве, состоящем из представителей оппозиции".
Его однопартиец Андрей Павловский чуть более резок в своих оценках:
"Сейчас наш межигорский барин съездит к кремлевскому хану и там ему скажут, кто будет премьер-министром. Тут подключаются геополитические факторы. Парламент давно уже не принимает решений. Вы видите, что на протяжении последних трех лет парламент превратился в законодательный орган АП, в машину голосования. Это будет решаться там, а они только нажмут на кнопочку. От оппозиции не зависит ничего, потому что у нас нет большинства, нет 226 голосов. Я бы хотел на посту Президента видеть Юлию Тимошенко, а на посту премьер-министра – Арсения Яценюка. Это был бы самый идеальный вариант. Если идти кому-то от оппозиции – Яценюку, Порошенко – они должны идти с определенными полномочиями, которые давала Конституция 2004 года. Тогда Верховная Рада была представительским органом, а сейчас этого нет. Все структуры превратились в отделы АП. Надо возвращаться к Конституции 2004 года. А так… Оппозиция не боится взять на себя ответственность, но не может быть так, что от оппозиции будет только один премьер-министр, а все остальные – от Януковича. Ни одного решения нельзя будет принять, кроме того, на премьер-министра скинут все проблемы. Это будет очередной развод со стороны власти".
Что характерно, тему вассальной зависимости Януковича от Кремля затронул представитель "Батьківщины", а не более склонная к таким формулировкам "Свобода". Олег Тягнибок признает, что внешнее влияние на формирование украинского правительства диверсифицировано. Он охотно перечисляет экзотические фамилии возможных кандидатов на пост премьера, вплоть до Виктора Медведчука, а потом поясняет:
"Есть еще международный фактор. Есть Эштон, есть Нуланд, возможны предложения мирового сообщества относительно финансовой помощи. Это тоже влияет. Идут большие торги. Янукович вообще отличается тем, что он постоянно торгуется. То с Россией, то с Европой. Сейчас для Януковича наступает золотое время. С Путиным поговорит: будет он продолжать давать транш или нет. Будет говорить с Америкой, которая сейчас готова, как и Европа, содействовать финансовому обеспечению системных изменений в Украине. Они любят выжидать, кто больше заплатит. Кандидатур может быть много, и победит тот, кто больше предложит".
Самого же Тягнибока в рамках общей оппозиционности устроило бы формирование ответственного и полномочного правительства из представителей оппозиции - но личность премьера, в отличие от Яценюка, лидер "Свободы" предпочитает не конкретизировать.
Самая выгодная позиция сегодня - у коммунистов. Не неся формальной ответственности ни за что, они могут себе позволить критические оценки по всем острым вопросам, и в то же время наслаждаться своим положением держателей золотой акции. Понятно, что для КПУ предпочтителен вариант назначения премьера силами ПР, КПУ и внефракционных, а возможные договоренности между депутатами большинства и оппозицией - как нож острый. В этом случае им останется только критиковать в очередной раз "олигархический сговор". Вот что говорит нардеп-коммунист Александр Голуб:
"Коммунисты не рассматривают кандидатуры на пост премьера. Коммунисты рассматривают, какой Кабмин будет в целом, какая у него будет программа. Требования у нас такие – как премьер-министр, так и участники не должны быть членами предвыборной президентской гонки, не должны иметь отношение к каким-либо олигархическим кланам, не должны зацикливаться на какой-то политической силе. Их задача – организация экономики страны и организация нормального проведения президентских выборов без нарушений. Есть достаточное количество специалистов, которые могли бы войти в Кабмин в этой ситуации, фамилии называть не будем".
Политологи в своих оценках будущего правительства и его главы говорят подчас противоположные вещи.
Вот, например, Владимир Фесенко видит в качестве компромиссной фигуры премьера Петра Порошенко:
"Весьма вероятно, что Янукович попытается подать свою кандидатуру, и все будет зависеть от того, пройдет ли его кандидат и от реакции общества. В первую очередь, реакция Майдана. Если реакция будет острой, то тогда появится компромиссное решение. Кандидатура, которую может выдвинуть Президент – это Клюев. Хотя он уже и занимает должность. Я думаю, что Янукович ему бы все поручил, хотя на самом деле это опасно для президента, когда появляется такой всемогущий исполнитель. Клюев склонен и сам к работе в правительстве, он и раньше не скрывал своего желания работать там. Самое главное, что Клюев – единственная проходная кандидатура при нынешней ситуации. Сегодня мы увидели, что единства в Партии регионов нет. Клюев – влиятельная кандидатура, умеет находить подходы. Вторая кандидатура – Арбузов, но здесь есть риски с прохождением в парламенте. Есть и другие кандидатуры – Тигипко, Бойко. Но в данном случае нарушается баланс между олигархическими группами. Кроме того, это может вызвать большое недовольство со стороны Майдана.
Если же говорить о компромиссной кандидатуре, то я бы назвал Петра Порошенко. Это фигура, которая может устроить как власть, так и Майдан, и Запад, и Россию. Понятно, что не все ему будут доверять, но Порошенко будет самостоятельным премьером. К тому же это высокопрофессиональный человек.
Но кто бы ни стал премьером, он будет сидеть на этом посту как на электрическом стуле. Не стоит забывать, что ситуация в стране кризисная".
"Любая президентская кандидатура на пост премьер-министра может столкнуться с отсутствием голосов для утверждения в парламенте… Я сомневаюсь, что сейчас у Сергея Арбузова есть возможность получить голоса Партии регионов и коммунистов при голосовании за кандидатуру премьер-министра… Ни Клюев, ни Порошенко не входят в план Президента в качестве премьер-министра, поскольку это политики. А для Януковича сегодня важно, чтобы правительство держалось подальше от политики, чтобы оно было чисто финансово-экономическим… У оппозиции нет сил для того, чтобы сейчас навязать Януковичу коалиционное оппозиционное парламентское правительство во главе либо с Яценюком, либо с Порошенко. Говорить о том, что может быть комбинированное коалиционное правительство с участием оппозиции и власти, тоже не приходится, потому что такой вариант предлагался Янюковичем Яценюку и Кличко, от которого они отказались".
Впрочем, сейчас в играх вокруг премьерского кресла появился еще один участник - Юлия Тимошенко. Она прямым текстом запретила своим соратникам даже думать о том, чтобы возглавить правительство при Януковиче. Вместо этого она потребовала развивать революцию и добиваться отстранения Януковича от власти. Альтернативой, по ее мнению, могут послужить разве что немедленные парламентские выборы на пропорциональной основе и немедленное же подписание Соглашения об ассоциации с ЕС. Наблюдатели уже успели обвинить Юлию Владимировну в том, что она в своем заточении то ли отстала от политических трендов, то ли попросту сознательно мешает деятелям оппозиции играть ту роль, которую она отводит исключительно для себя.
Как бы там ни было, своим письмом Тимошенко продемонстрировала системность и целеустремленность своего видения ситуации - оппозиционное трио в этом искусстве безнадежно от нее отстает. А положение Тимошенко очень напоминает положение Владимира Ильича Ленина после публикации Апрельских тезисов. Тогда руководство большевистской партии (как и других левых партий, вошедших в Петроградский Совет), напомним, склонялось к сотрудничеству с буржуазным Временным правительством. Ильич же провозгласил разрыв с Временным правительством и курс на пролетарскую революцию с полным сломом старой государственной машины. Ленина с его тезисами подняли на смех, назвав их "бредом сумасшедшего". Однако всего через 10 дней "идея овладела массами", и партия пошла за Лениным. Чем дело кончилось - всем известно.
Собственно, нынешняя ситуация отличается от ленинской только тем, что наш "Ленин" сильно ограничен в своей возможности влиять на ситуацию режимом охраны в ЦКБ №5. Однако лидеры "Батьківщины" все равно стучатся в ворота больницы, чтобы переговорить с Тимошенко и убедить ее пересмотреть "февральские тезисы". Если Тимошенко отвергнет мольбы оппортунистов и сумеет убедить в своей революционной правоте хотя бы часть депутатов "Батьківщины" - на фоне последующих за этим событий тема премьерства в ближайшие несколько месяцев вообще может оказаться мелкой и неактуальной.