Межигорье: репортаж из брошенного рая
"Межигорье опустело! Охраны нет!" Информация молнией разлетелась по медиа и соцсетям. Журналисты "Обозревателя" в числе первых приехали к самому одиозному имению в Украине.
Возле входа в Межигорье поначалу были только представители медиа и охрана самообороны. Пока решали, кому и как можно входить на территорию, стали подъезжать желающие посмотреть, "что там – за забором".
Многие пришли с крохотными детками, которые сидели на плечах. Люди стали толкать охрану и кричать: "Открывайте, пускайте всех!" Самые горячие попытались таранить ворота старенькой "Ладой". Руководила процессом активистка Татьяна Чорновил, лихо взобравшаяся на крышу машины.
К счастью, здравый смысл возобладал. Решили, что сначала на Межигорье зайдут бойцы самообороны и "Свободы", которые проверят территорию. Люди шептались, что имение может быть заминировано или там могут прятаться снайперы. Затем бойцы возьмут под охрану помещения, чтобы предотвратить мародерство. За ними придет очередь осмотра для журналистов. А уж потом пустят всех желающих...
Большинству схема понравилась. Но в толпе оказалось и пару подозрительных личностей, выкрикивавших схожие фразы: "Открывайте! Это наше! Это за наши деньги построено!" Но переубедить народ им не удалось – майдановская самоорганизация сработала и здесь.
Первое впечатление после первых шагов по Межигорью – мы попали на съемочную площадку фантастического фильма. Казалось, люди буквально минуту назад улетели отсюда в какое-то другое измерение, бережно оставив всю эту роскошь без присмотра.
Трудно представить, что шикарнейший большой дом в граните и дереве, несколько изысканных домиков поменьше, искусственные озера с действующими фонтанами, бассейн, теннисный корт, поле для гольфа, зоопарк, оранжереи, фермы – все теперь "ничье". Ни одной живой души! И ни звука!
Пугающая пустота и тишь подчеркивается мелкими, но яркими деталями. Вот стоит лопата, оставленная заботливым дворником.
Дальше аккуратно сложенные метлы… Казалось, кто-то лишь минуту назад их поставил, пошел на перекур – и пропал.
Журналисты, сами того не замечая, начали говорить громко, дабы хоть звуком оживить пространство. Особенно шумели иностранные гости. Видимо, мы были морально готовы к такому мегавеликолепию (Интернет немало писал про Межигорье) – и просто болтали и фотографировали. А заморские акулы не скрывали удивления. То и дело слышалось: "Wow!!!", "Mamma mia!" Да уж – это вам не Европа!
Мы спросили у одного из французских журналистов: "Как вам наш Версаль?" Он рассмеялся: "Ооо! Здесь дорого, королевский вид! Но размеры намного больше! Космические!"
Первым под взгляды журналистов и прицелы фотоаппаратов попал главный "флигель" - вычурный огромный домина на склоне. У главного входа уже стояла охрана. Любуемся, удивляемся и с открытыми ртами обходим хоромы с тыла.
Там – занятная картина. Возле нижнего выхода разбросаны целофановые пакеты, упаковочная лента и пенопласт.
По виду – кто-то быстро что-то упаковывал. Боец на охране рассказывает, что это ерунда – вот на набережной из воды выпащили кипы бумаг. Вот там интересно!
Как позже оказалось, выловили документы, в которых может быть много интересного для прокуратуры.
Но пусть она ими и занимается. Той же прокуратуре предстоит узнать, что за ценности были сложены в гараже и, похоже, просто не успели уехать (иконы, награды, драгоценности). Плюс - надо бы разобраться с эксклюзивной техникой...
Тем временем, мы идем дальше. По набережной – к известному дебаркадеру, где, по медиа-мифам, обстановка как в тронном зале.
Но до цели дойти не смогли. Бывшие хозяева или их охрана то ли случайно, то ли умышленно оставили там отвязанной огромную немецкую овчарку. Красивый сторож всем своим видом показывал – лучше не подходить. Но сам на галдевших журналистов не бросался, охраняя только свою территорию.
Интересно, что чуточку вглубь от набережной с идеальным покрытием (кстати, на всех дорогах в имении – ровнейший, красивый асфальт), забором с сигнальными проводами и видеокамерами царит... бардак! Да-да! Именно бардак! Видимо, там, где не ступала нога высочайшей персоны, прислуга особо и не "заморачивалась".
Так, под одной из смотровых площадок образовался огромный провал. Сверху – с "барской территории" его не видно – ну и пусть себе.
А вот – лавочки в лесочке. Видимо, персонал здесь отдыхал – шикарное место для пикника и шашлыков. Но лавочка сломана. С дороги ее не видно – значит, и так сойдет.
Особый шок у нас вызвал зоопарк.
Вот если бы местного директора – да перебросить на зоопарк Киевский! Чтобы там он сделал тоже самое: в Межигорье животные ухоженные-упитанные – лоснящийся кабанчик, грациозные косули, аккуратно подстриженные барашки, громадные страусы... Не то, что в столице!
Правда, когда корреспонденты "Обозревателя" подошли к вольерам, животные дружно потянулись к кормушкам. По всей видимости, с вечера их никто не кормил. Когда мы безучасно прошли дальшеи не насыпали еды, зверушки с презрением посмотрели нам вслед. Особенно кабанчик... Но мы не виноваты, что хозяева вас бросили голодными! Мы честно подергали ручки на всех дверях в поисках корма – везде закрыто.
Зато открытой остались подсобки для персонала. В комнатках порядок – тапочки, халаты, полотенца... В душе – сухо. Похоже, с вечера здесь никого не было...
Тем временем, по "пчелиному гулу" на проходной понимаем – на территорию уже запустили народ. Снова выходим к пропускному пункту и вместе с ликующими массами движимся на другую половину имения. Оказалось, та территория, что мы едва обошли за час – это меньшая половина имения.
На второй части Межигорья – шикарный охотничий домик с чудом инженерной техники – каскадным водопадом. Утки на озере поспешили в свои домики – похоже столько народу они не вижели никогда в жизни.
Сначала по территории бродили около тысячи любопытных. Затем она стала превращаться в настоящий муравейник. Посетители сновали везде, по всем аллеям и мостикам – лишь на поле для гольфа было малолюдно. Потому как поле и пустошь за ним были ух-х-х-х какие широкие! Дальний край, чтобы не соврать, виднелся метрах в 500 от входа.
Слева от поля – какой-то технический дом. Это если судить по ровному гулу, доносящемуся изнутри. В принципе, там запросто могла поместиться небольшая фабрика. Еще дальше – вертолетная площадка. Летательных аппаратов там не было – к разочароанию народа.
Поначалу новая охрана Межигорья и прибывший для контроля народный депутат Эдуард Леонов говорили, что готовы пустить в главный дом журналистов – чтобы зафискировать "грабіжницькі апетити попереднього режиму", "щоб усі бачили!" Но людей вокруг было так много, что не факт, что они тоже не захотели бы "глянуть на зотолой унитаз" (именно этот месседж постоянно звучал). Пять охранников, даже закаленных Майданом, тысячную толпу не сдержали бы. Потому было принято решение повременить с допуском народа во внутрь помещений.
Ближе к обеду в Межигорье было не пройти. Не пройти по аллеям. Посетители старались ходить аккуратно, не ступать по газонам – не из боязни перед виртуальным хозяином, а из уважения ко всему этому великолепию.
С каждой минутой публика прибывала. Когда мы уезжали из Межигорья, навстречу шли толпы народа – машины ехать туда уже не могли. Обочины и даже соседние улицы были забиты.
Поотдаль от Межигорья – в Новых Петровцах и со стороны Вышгорода – гаишники и активисты самообороны тщетно пытались "разрулить" пробку. Образовалась многокилометровая очередь.
Как сказал по телефону одному из корреспондентов "Обозревателя" представитель Автомайдана: "А где они были, когда мы пикетировали Межигорье?! Когда беркутовцы били нам машины... Было бы тогда нас столько – может, давно уже победили бы. Без всех жертв! А сейчас все кинулись фотографироваться в Межигорье. У всех на машинах флажки... Все теперь победители..."
...А народ шел по дороге и ликовал! С флагами, транспарантами, с годовалыми детками на руках... Победа есть победа.