Казарин о Донбассе: Украину ждет боснийский или хорватский сценарий
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Нынешние события на Донбассе происходят по сценарию 25-летней давности, времен распада Югославии. Главный вызов для современной Украины – это выбор между тем, какой сценарий ждет страну: боснийский или хорватский.
Такое мнение высказал журналист Павел Казарин в блоге на сайте "Крым. Реалии".
"Слободан Милошевич был предтечей Владимира Путина. Для президента Сербии сербы, оставшиеся жить за пределами страны, точно так же были ничем иным, как ирредентой. Он тоже пытался использовать их как ресурс для сохранения влияния на бывшие части Югославии, ставшие на тот момент уже независимыми государствами. Полем боя стали два новых государства – Босния и Хорватия", - пишет он.
Читайте: "Что видят Штайнмайер и Эро?" Портников прокомментировал визит европейских политиков на Донбасс
Журналист напомнил, что боснийские сербы в 1992 году при поддержке Белграда заявили о создании "Республики Сербской". Политическим лидером боснийского "ДНР" стал психиатр Радован Караджич. Военным лидером – генерал югославской армии Ратко Младич. Официальный Белград занимал примерно ту же позицию, которой придерживалась и Москва: публичная дипломатическая поддержка и непубличная – военная. Через границу Сербии в "непризнанную республику" шли техника, боеприпасы и добровольцы.
При этом в период с 1993-го по 1995-й Караджич с Младичем успели сорвать целых три западных плана мирного урегулирования, которые вполне устраивали Милошевича. А после третьего отказа боснийских сербов от мирного плана Милошевич разозлился и перекрыл боснийскую границу вместе со всеми поставками оружия.
"Однако, при всех прочих, боснийская история – это именно тот сценарий, которого Кремль хотел бы для Украины. Потому что во время Дейтонских соглашений, ознаменовавших окончание войны, запад настоял на сохранении "Республики Сербской" в качестве отдельного формирования в рамках Боснии. Ее представители получили треть в парламенте страны, а сам анклав получил право вето на общие решения. Центральные власти урезались в правах в пользу региональных", - пишет Казарин.
"В итоге современная Босния и Герцеговина напоминает историю про лебедя, рака и щуку: она неспособна ни к компромиссу, ни к эффективному развитию. Система госуправления получилась громоздкой и неэффективной. И тот факт, что самого Милошевича нет уже много лет – не обнулил это статус-кво. То, что было рождено им для сдерживания Боснии – продолжает жить, несмотря на политических крах самого автора идеи", - пояснил он.
Читайте: Путин добился своей цели в Украине - Боровой
В то же время, напомнил Казарин, всю первую половину девяностых параллельно с войной в Боснии шла еще одна – в Хорватии. Хорватские сербы в 1991 году создали на территории страны "Сербску Краину" – еще одну разновидность "ДНР". Этот анклав точно так же пользовался поддержкой Белграда, но руководство Хорватии, в отличие от Боснии, до последнего не соглашалось на реальные шаги по реинтеграции мятежной территории на чужих правилах.
"Официальный Загреб ждал лишь того момента, когда Белград начнет тонуть в собственных противоречиях, и когда ему попросту не будет дела до поддержания сепаратистов за пределами собственных границ. Спустя четыре года после начала конфликта хорваты этого дождались. В том же 1995-м году хорватская армия провела две военные операции – "Молния" и "Буря". В результате первой был взят под контроль сербский анклав Западная Славония, в результате второй – остальные территории Сербской Краины", - отметил публицист.
По словам журналиста, Москва хочет использовать Донецк и Луганск в роли той самой "Республики Сербской", которую в свое время Милошевич сумел навязать Боснии. Чтобы эти анклавы, контролируемые боевиками, были легализованы в Украине, получили право вето на решения Киева и служили ошейником на украинском внешнеполитическом суверенитете.
"И точно так же главная задача Украины – это стремиться к хорватскому сценарию прекращения войны. Затягивать мирные переговоры до тех пор, пока у Москвы не останется ресурсов, чтобы продавливать свое видение мирного процесса. Не соглашаться на любые решения, которые могут ограничить украинский суверенитет. Привыкать жить в условиях гибридной войны и перманентных военных эскалаций. По мере сил – добиваться того, чтобы санкционное давление на Москву не ослабевало", - заключил он.
Как сообщал "Обозреватель", ранее Павел Казарин рассказал, как Украине вредит политика изоляции Крыма.