Петр Лучинский стоял во главе Молдовы на сломе тысячелетий. Во время президентской каденции он взял курс на европейскую интеграцию и отдаление от Содружества независимых государств. В свое время Лучинский также был послом своей страны в России, а сейчас является президентом Фонда стратегических исследований и развития международных отношений Lucinschi.
Что изменится для Киева из-за победы на президентских выборах в Молдове пророссийского социалиста, когда Украина сможет вернуть Крым и почему Москва откажется от идеи "ЛНР-ДНР" – на эти и другие вопросы Лучинский ответил в интервью "Обозревателю".
- Что ждет украино-молдавские отношения, учитывая то, что на президентских выборах в вашей стране победил лояльный Кремлю социалист Игорь Додон?
- Думаю, в этом отношении проблем не будет. Наши страны настолько близки, настолько привязаны друг к другу, что едва ли итог выборов это изменит. У нас примерно одинаковые проблемы. Разница, возможно, только в глубине этих проблем. Поэтому, уверен, в отношениях между Молдовой и Украиной все будет нормально.
Читайте:
За инструкциями? Новый президент Молдовы посетит Москву, не дожидаясь инаугурации
- Если я правильно поняла ваши более ранние высказывания, вы скептически смотрите на перспективы возвращения Крыма Украине. То есть вы ни видите никаких путей?
- Я имел в виду, что не вижу, как в ближайшее время Крым может снова оказаться под контролем Украины. Для этого должно что-то измениться. В принципе, должно измениться отношение России к этой проблеме. Но вы же видите, что пока предпосылок для этого нет. Это законсервированный конфликт, который будет длиться определенное время. Никто не знает, надолго ли это. Возможно, навсегда.
- А если в России сменится власть, Украина сможет вернуть Крым?
- Понимаете, власть меняется в результате каких-то процессов. Она не меняется просто так. Тут дело еще и в восприятии этой ситуации самими россиянами. Конечно, иная власть могла бы, наверное, снизить накал. Поэтому в случае смены руководства какие-то положительные моменты могут быть. А может произойти и ухудшение. Эта проблема в любом случае останется. Но с точки зрения восприятия власть могла бы ослабить пресс.
Читайте:
Стрельбы у Крыма: в ВСУ сделали тревожное для Путина заявление
- Стоит ли Украине по примеру Хорватии через несколько лет устроить блицкриг на Донбассе и выбить боевиков?
- Думаю, до этого не дойдет. Мне кажется, для России конфликт на Донбассе – слишком большая нагрузка. Это не Крым. Ситуация на востоке Украины разрешится быстрее, чем на юге.
Люди на Донбассе и сами должны определиться, сравнить. Мне рассказывают о настроениях жителей тех территорий. И большая часть думает, что их жизнь стала намного более тяжелой, временами просто невыносимой. Поэтому, если обстрелы прекратятся, если россияне отойдут, с народом Киев договорится. Когда российские силы уйдут, то можно и дать им особый статус. О Приднестровье, например, я всегда говорю: "Да хоть королевством себя называйте". Вот приезжаешь в Германию, а там на карте написано: "Независимое государство Бавария". И что? Никто же не воюет из-за этого.
Читайте:
Конфликт в Приднестровье: стало известно о планах России на военные поставки
- То есть вы считаете, что Россия все-таки сольет непризнанные республики?
- Думаю, она отойдет от этой идеи.
- В ближайшие годы?
- Да. Сомневаюсь, что это продлится так уж долго.
Как сообщал "Обозреватель", на выборах в Молдове и Болгарии победили сторонники диалога с Россией и снятия санкций.