Комментарий: Что делать в Сирии?
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Снизить число приезжающих в Европу беженцев можно, остановив войну в Сирии. Но это будет не так просто, как кажется, считает главный редактор DW Алекcандр Кудашефф.
Четыре года бушует гражданская война в Сирии. Свыше четверти миллиона человек погибли. Миллионы стали беженцами, обосновавшись в Ливане, Турции, Иордании или решив после долгих тщетных надежд на окончание войны отправиться в Европу.
Военное решение приведет лишь к продолжению войны
Сирия уже давно фактически распалась. Дамаск и алавитские области страны еще под контролем Башара Асада. Но при этом на огромной территории свирепствует так называемое "Исламское государство", а также не менее жестокий и смертоносный исламистский фронт "ан-Нусра". А отдельные города удерживают даже представители демократической оппозиции. Одно понятно точно: война не исчерпала себя, она еще долго не прекратится от истощения сторон.
Что же делать? С одной стороны, вроде бы есть военная опция: должен ли Запад вмешаться? На чьей стороне он должен вступить в бой? И прежде всего: против кого? Против "Исламского государства"? Это, определенно, было бы разумно, но одними авиаударами здесь не обойтись. Однако тот, кто объявит войну самопровозглашенному калифу аль-Багдади, опосредованно усилит позиции Асада в Дамаске.
А этого никто не хочет. Потому что Асад в первую очередь виновен в смерти погибших в Сирии. Войны на два фронта против Асада и "Исламского государства" - да еще и с применением сухопутных сил - тоже никто не хочет. И правильно. К тому же на примере действий Турции против "Исламского государства" и Рабочей партии Курдистана видно, насколько затруднительны подобные операции. И вдобавок к тому еще и безуспешны.
Сложные переговорные опции
Остается дипломатическое решение. Или, лучше сказать, попытка дипломатического решения. Она возможна только в том случае, если говорить с Асадом. То есть нужно, чтобы он присутствовал за столом переговоров - что для демократических противников Асада было бы неприемлемо.
Но что им, возможно, пришлось бы вынести. Особенно если бы была надежда, что Асад - это лишь временный фактор. Так как сам он не уйдет (да и куда ему идти?), в игру вступает Россия как возможный партнер по переговорам, а также, вероятно, Иран.
В таком случае это был бы, пожалуй, неизбежный раунд переговоров в широком формате: при участии Вашингтона, Москвы, ЕС, Ирана и Саудовской Аравии (самого ярого противника Асада и соперника Ирана в борьбе за господство в мусульманском мире). Не позже чем на этом этапе задача окончательно становится сложной, если не сказать неразрешимой. В общем, возможно, лучше обойтись без этих двух стран - Саудовской Аравии и Ирана. Но согласятся ли они на это?
Ведь Саудовская Аравия как раз с недоверием наблюдает за подъемом и возвращением Ирана на международную политическую арену с тех пор, как было подписано соглашение по ядерной программе Тегерана. Возвращение, которое в Эр-Рияде с удовольствием предотвратили бы, при необходимости - совместно с Израилем, считающим ядерное соглашение смертельной ошибкой.
Таким образом, поиск переговорного решения становится дипломатической игрой в бисер. Шансы - скорее скудные. И, главное, затянется это надолго. Необходимо время, а его уже давно не осталось у народа, из которого выжали все соки. Тем не менее военное вторжение бессмысленно, равно как и не обещающе успеха. Что же делать, чтобы прекратить эту безумную гражданскую войну? Сейчас этого не знает никто.
Автор: Александр Кудашефф, главный редактор DW