Первые раздоры в коалиции: не поделили киевские выборы
1 апреля в Верховной Раде разгорелись нешуточные страсти вокруг законопроекта № 2664, который предполагал внесение изменений в процедуру и процесс избрания местных властей в Украине.
Острые дискуссии проходили относительно разделения полномочий местных и центральных органов партий в выдвижении кандидатов и формировании избирательных комиссий. Законопроектом предлагалось разрешить выдвигать кандидатов на местные выборы только центральным органам партий, что не понравилось многим нардепам, которые отмечали необходимость передачи этих полномочий местным партийным ячейкам, ведь им виднее, кто из партийцев на местах больше подходит на ту или иную должность.
Нардепы также спорили о способах соблюдения прав людей с особенными потребностями, к примеру, о введении шрифта Брайля в бюллетени, чтобы слепые люди могли соблюсти норму о тайном голосовании и не привлекать к этому процессу зрячих помощников.
Все вопросы, возникавшие в связи с этими нормами, постепенно удалось уладить, но к провалу законопроекта привела поправка члена фракции "Батьківщина" Николая Катеринчука, которой предлагалось ввести выборы в два тура в городах, где проживает более 500 тысяч избирателей, в том числе и в Киеве.
Нардепы не поддержали эти поправки, а потом провалили и весь законопроект. Даже 15-минутный перерыв для переговоров, который затянулся на 40 минут, не дал желаемого результата, и проект в целом набрал только 208 из 226 необходимых голосов.
В кулуарах поговаривали, что голосование провалилось из-за позиции УДАРа, мол "Кличко боится выборов мэра Киева в два тура". При этом нардеп от УДАРа Виктор Чумак заявил "Обозревателю", что никакой особой позиции у его фракции нет, а низкие результаты голосования ударовцев вызваны тем, что многих из них просто не было в зале в момент принятия решения.
"Жесткой позиции недовольства проектом нет. Есть определенные нормы, о которых тут все говорили, в частности о том, что узурпацию руководящими органами партий выдвижения кандидатов на местных выборах. Эта норма вызывала много вопросов, но они были все сняты, а сейчас просто не хватает голосов за этот проект", - объяснил Чумак.
Если посмотреть на результаты голосования за поправки Катеринчука, а также за законопроект в целом, то можно сделать вывод, что они пришлись не по вкусу многим членам коалиции. Поправку относительно двух туров выборов в городах, где больше 500 тысяч избирателей, не поддержали 22 ударовца (14 – не голосовали, 8 – отсутствовали), кроме того, за нее не голосовали 11 членов группы "Суверенная европейская Украина" и 26 нардепов из группы "Экономическое развитие".
Поправку №280, касающуюся двух туров выборов в Киеве не поддержали 11 ударовцев (8 из них значатся отсутствующими, 4 – не голосовали), 19 членов группы "Суверенная европейская Украина" и 30 нардепов из группы "Экономическое развитие".
Но отклоненные комитетом поправки нардепы обычно поддерживают слабо, а вот законопроект в целом, который все без исключения члены коалиции называли очень важным, не поддержали 20 нардепов от "Батьківщини", 8 ударовцев, 9 членов "Суверенной европейской Украины" и 14 нардепов из "Экономического развития". Часть из них в таблице голосования числятся отсутствующими, в частности и лидер УДАРа Виталий Кличко, который, однако, был в парламенте. Такие результаты голосования среди членов коалиции свидетельствуют о раздорах в коалиционном лагере.
После голосования автор законопроекта Руслан Князевич объяснил, в чем состоит суть проблемы. По его словам, проект провалили именно из-за поправки Катеринчука о двух турах выборов в городах, где более 500 тысяч избирателей.
"Если ее отклонить, то не будет голосовать группа "Экономическое развитие", а если внести, то будет против УДАР. Так что в любой ситуации проекту не хватает голосов", - сказал Князевич.
Таким образом, слова автора проекта свидетельствуют о нежелании УДАРа поддерживать местные выборы в два тура, в частности, выборы в Киеве.
Причиной неприятия этих поправок некоторые нардепы во время дискуссии называли то, что 25 мая будут проходить внеочередные выборы местных органов власти, и не во всех регионах, а менять систему выборов нужно для очередных выборов, когда они будут проходить во все органы местного самоуправления.
И хотя ударовцы опровергали то, что их не устраивает норма о двух турах выборов, в кулуарах поговаривали именно об этой причине.
В свете этого не лишним будет вспомнить выступление Виталия Кличко 18 марта 2013 года на согласительном совете парламента, тогда лидер УДАРа заявлял о необходимости объединения полномочий мэра Киева и главы Киевской горгосадминистрации, а также о том, что выборы главы столицы должны проходить в два тура.
Но 1 апреля 2014 года инициативу о двух турах голосования в Киеве поддержали кандидаты на пост главы столицы Николай Катеринчук, Леся Оробец, Вячеслав Кириленко и Андрей Ильенко, а Кличко эта идея уже пришлась не по душе.
Инициатива двух туров выборов мэра Киева не новая, ее обосновывают тем, что набрать относительное большинство в первом туре при большом количестве кандидатов и низкой явке избирателей может претендент, который не является самым популярным среди киевлян, просто большое количество кандидатов приводит к распорашиванию голосов. Именно для решения этой проблемы предлагалось ввести второй тур выборов, на котором киевляне смогли бы выбирать между двумя кандидатами, что дало бы возможность избежать распорашивания голосов и действительно избирать самого электорально востребованного претендента.
К примеру, дважды избранный мэром столицы Леонид Черновецкий ни разу не набирал больше 40% голосов. В 2006 году он победил, получив 32% голосов избирателей, а в 2008 году после отстранения с должности и назначения в Киеве внеочередных выборов Черновецкий снова победил с результатом в 37,72% голосов. При этом его ближайшие соперники набирали всего на несколько процентов меньше, и во втором туре вполне могли обойти Леонида Михайловича.
Если перевести результаты Черновецкого в абсолютные цифры, то в 2006 году за него проголосовали 457 887 киевлян из 1 439 336 человек, которые приняли участие в голосовании. При этом в Киеве проживает 2 098 829 избирателей. Таким образом, Черновецкий получил право руководить столицей, опираясь на поддержку всего 21% киевлян, имеющих право голоса.
В 2008 году его поддержали 431 561 киевлян, общее количество избирателей на тот момент составляло 2 144 296 человек, то есть поддержка Черновецкого составила 20% от всех избирателей Киева. Соответственно, во втором туре он вполне мог уступить своему сопернику, ведь за Черновецкого не голосовали 80% киевских избирателей.
Таким образом, однотуровые выборы главы столицы при низкой явке избирателей могут привести к избранию кандидата, который устраивает всего пятую часть населения Киева.
Автор поправки о двохтуровых выборах в больших городах и в Киеве Николай Катеринчук считает, что избрание в два тура повысит легитимность городского главы столицы, что немаловажно в постреволюционной ситуации.
Позицию Кличко тоже можно понять: официальных данных его послереволюционного рейтинга в Киеве на данный момент нет, но в УДАРе отмечают, что рейтинг у их лидера самый высокий. Самым популярным из кандидатов в мэры его называют и эксперты, отмечая при этом, что рейтинг политика в столице не превышает 20-30%, что не гарантирует ему победу во втором туре, при довольно высоких шансах на выигрыш в первом. А ведь лидер УДАРа уже в третий раз будет пробовать свои силы в борьбе за кресло мэра столицы, и снова проиграть после событий последних месяцев ему уж точно не хочется.
После провала проекта о местных выборах в Верховной раде Турчинов закрыл заседание до 8 апреля, обещав вернуться к этому законопроекту. Но, по словам Князевича, 8 апреля принятие предложенных изменений уже не будет иметь никакого смысла, ведь 4 апреля стартует избирательная кампания, она начнется по действующим нормам, а их, согласно законодательству, нельзя менять, если кампания уже стартовала.
Судя по всему, местные выборы, а также и выборы главы Киева пройдут в один тур. Но участникам мэрских перегонов стоило бы задуматься не о количестве туров, а о том, что выбирать главу города киевляне будут всего на год, а, кроме того, по действующим законам, глава КГГА назначается Президентом, а избранный мэр имеет чисто символические полномочия. Но эта проблема почему-то ускользнула от глаз парламентариев, разгоряченных противостоянием за процедуру выборов.