Депутат Европарламента от Латвии Андрейс Мамикинс считает, что изоляция Беларуси контрпродуктивна. В интервью DW он заявил, что лучший результат приносит диалог, а не санкции.
Европарламентарий от Латвии, член делегации ЕП по связям с Беларусью Андрейс Мамикинс считает, что санкции Евросоюза в отношении Минска показали свою контрпродуктивность. По мнению депутата, в ответ на освобождение политзаключенных диалог с Беларусью надо продолжать, а визовые и иные ограничения стоит приостановить еще до выборов президента Беларуси, назначенных на 11 октября.
DW: По неофициальной информации, на неформальной встрече 4-5 сентября главы МИД стран-членов ЕС рассмотрят вопрос о будущем санкций в отношении высокопоставленных белорусских чиновников. Надо ли Евросоюзу приостанавливать ограничения уже сейчас или лучше после президентских выборов?
Андрейс Мамикинс: Европейский Союз долго работал над тем, чтобы власти Беларуси услышали просьбы об освобождении настрадавшихся людей. Судя по заявлениям первых лиц европейской политики, Брюссель приветствует шаг Минска по освобождению политзаключенных. Это не останется незамеченным.
Нужно ли приостанавливать санкции в отношении Беларуси уже сейчас? Я считаю, что нужно. Потому что много раз мои предшественники в Европарламенте выступали за политическую изоляцию Беларуси, чтобы оставить ее вне процессов сотрудничества со странами-соседями. Но практика показала, что это контрпродуктивно.
Вот только один пример: официальная делегация Европарламента по связям с Беларусью не была с визитом в Минске 12 лет. В июне этого года визит состоялся. Среди прочего, мы говорили и о политзаключенных, теперь они на свободе. Значит, с Беларусью можно вести диалог, она прислушивается к аргументам европейских партнеров. Поэтому я думаю, что улучшение отношений было бы крайне желательным еще до выборов, которые пройдут в октябре. Хотя при этом мгновенного потепления не будет, оно будет идти постепенно.
- Но за бывшими политзаключенными установлен превентивный надзор милиции, они лишены гражданских прав.
- Власти и белорусское общество только выиграли бы, если бы вышедшие на свободу оппозиционеры имели возможность реализовать всю полноту своих прав, в том числе и участвовать в политической жизни страны. Пока они находились за решеткой, вместе с ними страдали и их родственники, у которых и сейчас, после освобождения из-за ограничений близких людей в правах не самая сладкая жизнь. Я считаю, что бывшие политзаключенные должны быть полностью восстановлены в их правах.
- Чего ожидает ЕС от Беларуси для продолжения процесса нормализации отношений?
- В первую очередь активного экономического и политического сотрудничества. Например, для моей страны Латвии экономическое сотрудничество с Беларусью очень важно - это дополнительные рабочие места и налоги в бюджет. "Всегда лучше торговать, а не воевать", - смысл этих слов очень актуален для развития отношений Минска и ЕС. Если у белорусов есть желание, ЕС готов поделиться опытом в разных сферах - в области защиты прав человека, национальных меньшинств, реализации политических прав граждан.
На мой взгляд, есть заинтересованность белорусской стороны и в политическом сотрудничестве, но продуктивным шагом будут не требования к Беларуси, а встречи на разных уровнях - на уровне неправительственных организаций, правозащитников, местной власти. Я считаю, что мягкая тактика в отношении Беларуси даст Европейскому Союзу и белорусскому обществу намного больше, чем резкие заявления политиков.
- В связи с реформированием программы ЕС "Восточное партнерство" как Брюсселю следует строить отношения с Беларусью, которая находится в союзнических отношениях с Россией?
- За годы существования "Восточного партнерства" страны-участники показали, чего они хотят от этой программы Евросоюза. Украина, Грузия и Молдова определили свой курс на сближение с ЕС. Другие три страны - Армения, Азербайджан и Беларусь - такого желания не высказали. Поэтому эта программа нуждается в трансформации, об этом шла речь на рижском саммите в мае.
Надо сказать, что Беларусь уже сегодня является хорошим партнером ЕС в области борьбы с нелегальной миграцией, трансграничного сотрудничества, обмена оперативной информацией между соответствующими специальными службами. Она включена в Болонский процесс, является участницей проектов по охране общей границы с ЕС. Но при этом белорусское руководство не берет на себя никаких политических обязательств.
В Европе понимают, что Беларусь, по крайней мере в ближайшем будущем, не откажется от России как от своего стратегического союзника. Они строят общее государство, у них общая система обороны и безопасности. Но эту ситуацию ЕС может обернуть в свою пользу.
Беларусь извлекла определенные уроки из украинского кризиса и, с учетом своих связей с Украиной и Россией, хотела бы быть активным посредником в диалоге вокруг Украины, который ведет ЕС. Минск уже стал переговорной площадкой, и эту его роль нужно усилить. Рано или поздно режим европейских санкций в отношении России будет отменен, и тогда Евросоюз может использовать белорусский политический мостик, чтобы вернуться за стол переговоров о стратегическом партнерстве между Россией и ЕС.