УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Нардепы обвинили в иловайской трагедии и вторжении войск РФ "карьериста" Гелетея и начальника Генштаба Муженко

8,7 т.
Нардепы обвинили в иловайской трагедии и вторжении войск РФ 'карьериста' Гелетея и начальника Генштаба Муженко

К иловайской трагедии и массированному вторжению регулярных войск Российской Федерации на территорию Украины привели ошибочные кадровые решения и неадекватные действия на тот момент министра обороны Валерия Гелетея и начальника Генерального штаба - Главнокомандующего Вооруженными Силами Украины Виктора Муженко.

Видео дня

Об этом идет речь в промежуточном отчете Временной следственной комиссии Верховной Рады по вопросам расследования обстоятельств трагических событий, приведших к гибели и захвату в плен бойцов добровольческих батальонов, а также Вооруженных сил Украины возле Иловайска Донецкой области.

По данным ВСК, на заседании комиссии 1 октября Гелетей и Муженко продемонстрировали незнание положений о министерстве и генштабе, утвержденных Указом Президента Украины, а также неосведомленность о содержании Закона Украины "Об обороне Украины".

К дезорганизации работы Министерства обороны Украины, по мнению членов комиссии, привели "карьеризм, как определяющая черта характера Гелетея В.В., в сочетании с некомпетентностью". "Функции, освоенные Гелетеем В.В. на посту министра, фактически сводились к эпизодическим подменам Муженко В.М. в штабе АТО и системным попыткам предстать в глазах Президента министром-победителем. Вместо размышления над задачами, которые стоят перед министерством, и над положением на фронте, министр был занят постоянными рапортами Президенту то об очередном взятии Саур-Могилы, то о флаге, который поднят над очередным сельским советом", - сказано в тексте отчета.

Читайте: Следственная комиссия Рады по Иловайску: в "котел" отправили безоружных бойцов

Такое поведение министра, согласно выводам ВСК, безусловно, существенно повлияло на решения, принимаемые руководителем и начальником штаба АТО.

Роль в Иловайских событиях начальника Генерального штаба - Главнокомандующего Вооруженными Силами Украины и, по совместительству, руководителя АТО Муженко В.М., а также временно исполняющего обязанности первого заместителя начальника Генерального штаба, по совместительству начальника штаба АТО генерал-майора Назарова В.М., в отчете комиссии названа "еще более драматичной".

Депутаты считают, что на всех этапах событий, связанных с Иловайской трагедией, названные руководители "демонстрировали неспособность организовать оборону страны".

Уровень координации действий силовых структур, согласно отчету, даже для условий АТО, был и остается неудовлетворительным.

Также неудовлетворительно охарактеризована организация работы Генерального штаба по управлению применением Вооруженных Сил.

В Генеральном штабе, который формально был штабом АТО, должным образом не был налажен сбор, систематизация и анализ разведданных, которые были в распоряжении различных ведомств, сообщается в документе.

Читайте: ВСК Рады назвала проблемы, которые привели к иловайской трагедии

"Функции командования обороной практически сведены до уровня диспетчерско-снабженческих. Продолжает процветать абсолютно ручное управление со стороны руководителя и штаба АТО", - сказано в отчете.

Нардепы отмечают, что предложения руководителей секторов обороны не воспринимались, решения по ним, как правило, не принимались вообще.

"Любые доклады из зоны боевых действий о реальной обстановке в секторах обороны, не соответствующие победным настроениям министра Гелетея В.В. и начальника Генерального штаба Муженко В.М., вызывали полное неприятие и ответную агрессию, вплоть до обвинений в трусости и угроз уголовного преследования. Решения руководства по таким докладами, необходимые для организации обороны и минимизации потерь, не принимались", - отмечается в тексте документа.

В тех же редких случаях, когда руководители секторов получали четкую задачу, ее выполнение не подкреплялось, по информации ВСК, необходимыми ресурсами.

Так, принятие в штабе АТО решения с громким названием "О проведении военной операции по разгрому основных сил незаконных вооруженных формирований в г. Иловайск и взятия его под контроль", убеждены в комиссии, не было основано на проверенных разведданных и не обеспечено необходимыми силами и средствами.

"В результате, выполнение поставленной задачи было практически полностью возложено на добровольческие батальоны специального назначения МВД, имеющих милицейские функции и вооруженные не адекватно поставленной задаче", - сказано в отчете.

Члены комиссии также обратили внимание на то, что в пограничном секторе Д, при существенном изменении обстановки после потери контроля над населенным пунктом Изварино и началом систематических обстрелов с территории Российской Федерации, штабом АТО не осуществлялась корректировка задачи и тактики действий наших войск.

"В результате бессмысленного длительного (более месяца) пребывания наших частей в зоне постоянных ракетно-артиллерийских обстрелов с территории России, на открытой местности, где невозможно было организовать эффективной инженерной защиты, мы понесли большие потери убитыми и ранеными, много частей и подразделений потеряли боеспособность", - говорится в документе.

Читайте: Выводы парламентской ВСК: невведение военного положения стали причиной иловайской трагедии

Однако, в очередной раз, по мнению нардепов, руководители АТО попытались списать все проблемы, назначив виновными 51 механизированную бригаду.

В отчете отмечается, что "хаотическое перемещение по решению штаба АТО отдельных частей и подразделений между секторами обороны привело к снижению боеспособности и управляемости группировки сектора Д, а фактическое уменьшение ее численности в течение месяца в десять раз привело к абсолютной невозможности противостоять массированному вторжению регулярных войск Российской Федерации и дальнейшему окружению Иловайска".

Предотвратить трагическое развитие событий могла своевременная реакция министра обороны Гелетея и руководителя АТО - начальника Генштаба Муженко на информацию о вторжении российских войск, которая поступала 23 и 24 августа, считают члены ВСК.

Также необоснованными члены комиссии считают "попытки списать Иловайскую трагедию на якобы побег руководителя сектора Д генерала Литвина П.Н." и "назначение виновным в окружении Иловайская батальона территориальной обороны "Прикарпатье".

"Сложившаяся обстановка стала результатом командования военными действиями со стороны руководителя АТО - начальника Генерального штаба Муженко В.М., а также начальника штаба АТО генерала Назарова В.М." - сказано в отчете.

По мнению депутатов, необходимо было либо выводить наши части из города, пока кольцо окружение не стало плотным, что было бы наиболее логичным в условиях, когда окружение Донецка стало невозможным, или достаточными силами немедленно деблокировать город и, усилив группировки, полностью взять его под контроль.

"Вместо принятия кардинального решения руководство АТО фактически дезинформировало части, находившиеся в окружении, безосновательно обещая скорую помощь.

Начатая с опозданием и недостаточными силами попытка деблокирования Иловайской группировки в очередной раз привела к большим потерям, численность которых министерством обороны и Генеральным штабом скрывается", - отмечается в документе.

Читайте: В Днепропетровске похоронили более 300 погибших под Иловайском героев

"На фоне усиления блокады Иловайска российскими войсками, невозможности обеспечения нашей группировки и истощения боезапаса, штаб АТО и дальше требовал ждать подмоги и бесцельно удерживать половину города, который потерял на тот момент значение для операции по окружению Донецка", - считают члены ВСК.

Вместе с тем, по их мнению, политическим и военным руководством страны не были приняты исчерпывающие меры по организации коридора для вывода наших войск из окружения.

"Обнадеживающая информация, которая докладывалась начальником Генерального штаба Муженко В.М. командованию сектора Б, носила скорее дезинформирующими характер", - сказано в отчете.

Также в вину военным руководителям поставлено то, что сегодня "поиск тел погибших - это забота волонтеров, родных и близких".

Полный текст эксклюзивного документа, который есть в распоряжении "Обозревателя", читайте здесь.