Юрий Гарбуз возглавил Луганскую область прошлой весной. До этого был народным депутатом от Блока Петра Порошенко, еще раньше – главой районной госадминистрации на Луганщине, откуда он, кстати, родом.
В первой части интервью "Обозревателю" Юрий Гарбуз рассказал о настроениях жителей области, угрозе "большой войны" и возврате оккупированных территорий.
- Как меняются настроения жителей Луганской области? Количество пророссийски настроенных людей уменьшается, по вашим наблюдениям?
- В первые недели пребывания в должности я посетил КПВВ "Станица Луганская". Подошел вплотную к сетке, где в очереди с временно неподконтрольной стороны стояли несколько сотен человек. Я представился и ожидал гневной реакции, криков, обвинений, но в ответ не получил ни слова – только уставшие опущенные глаза. Люди устали от войны, от боли и разрушений, от лишений и постоянного противостояния.
Читайте:
В ПАСЕ окончательно прояснили позицию Германии по выборам на Донбассе
Еще один показательный случай. Все та же Станица Луганская – населенный пункт, где благодаря казачьим традициям российское влияние всегда превалировало. После принятия в Минске решения о разведении войск в сентябре 2016 года там собрались на протестные акции десятки людей. Когда я приехал, они стояли с сине-желтыми флажками и умоляли не отводить войска, ведь они все, проукраинский актив Станицы, - в расстрельных списках "ЛНР".
Мне сложно, не опираясь на социологические исследования, говорить в процентном соотношении, сколько в Луганской области пророссийски настроенных граждан, а сколько патриотов своей страны. Но то, что поддерживающие Украину жители области очень активны, это факт. Посмотрите кадры с празднования 25-й годовщины Независимости Украины – все города и поселки в сине-желтых флагах, взрослые и детки в вышиванках, проводятся автопробеги, флешмобы… На праздник Покрова, в День защитника Украины, мы проводили фестиваль украинской песни в Меловом, что на границе с РФ, в самой восточной точке Украины. Невзирая на дождь, собрался весь поселок, съехались жители соседних районов.
Читайте:
Бойцы ВСУ с оружием в руках выступили за блокаду ОРДЛО: видеообращение
Российская пропагандистская машина, работающая на полную мощь на неподконтрольной Украине территории и в "серой зоне", значительно влияет на настроения жителей. Мы, не имея таких технических возможностей (в ОРЛО остались 44 телерадиоорганизации, на подконтрольной части области таких компаний – 24) и материальных ресурсов, все же неустанно ведем работу в информационной сфере. Возобновили вещание областного телеканала, планируем закупить 51 комплект для трансляции FM-радиосигнала для жителей "серой зоны".
Мы также возобновили выпуск областной газеты "Луганщина.ua", пока издаем ее тиражом 20 тыс. экземпляров, которые бесплатно раздаем жителям области и оставляем на КПВВ "Станица Луганская", где эта газета, кстати, пользуется огромным спросом. Параллельно организовываем подписку во всех населенных пунктах вдоль линии разграничения на центральные печатные издания.
Убежден, что главным противодействием сепаратизму является экономическое благополучие, культурно-духовное развитие и наличие перспектив для детей и молодежи в Украине.
- Сохраняется ли риск "большой войны" на Донбассе?
- Думаю, нет. Наша задача сделать все, чтобы как можно скорее на всей территории Украины воцарился мир. Надежным гарантом безопасности нашей страны является доказавшая свою боеспособность украинская армия.
Читайте:
Четыре истории успеха в оккупированном Луганске
- На ваш взгляд, зачем Россия и боевики обостряют ситуацию на Донбассе?
- Мы можем лишь строить предположения. Адресат этого вопроса находится в Кремле.
- Вы вообще верите в то, что оккупированные территории вернутся под контроль Украины? Если да, то каким образом это может произойти?
- Верю и прилагаю к этому на своем уровне максимум усилий. Путь у нас один – политико-дипломатический. При этом очень верю в "народную дипломатию". Я вырос на луганской земле, здесь похоронены мои предки, родились мои дети. Линия разграничения проходит не только по территории Донбасса – она пролегла через семьи и судьбы его жителей. Подавляющее большинство жителей оккупированной части вынуждены молчать, но я слышу их голос. Поэтому в каждом своем публичном выступлении обращаюсь к жителям Краснодона, Первомайска, Свердловска, Луганска.
Читайте:
В освобожденном от террористов Новолуганском заработала патрульная полиция
- Вы согласны с мнением, что Украине придется пойти на "болезненные компромиссы", чтобы вернуть Донбассе (планы Киссинджера, Пинчука)?
- С этим мнением я не согласен. Напомню, что, согласно Конституции, территория Украины в пределах существующих границ является целостной и неприкосновенной. И Крым, как вы понимаете, - это неотъемлемая часть Украины. Поэтому любые компромиссы/обмены не поддерживаю.
- Вы говорили, что если конфликт на Донбассе затянется, мы получим "балканский проект". То есть это будет взрывоопасная зона на долгие годы. Где для вас заключается точка невозврата?
- Затягивание конфликта имеет разрушительные последствия для будущего Украины на долгие годы. И я объясню почему. Сегодня на оккупированной территории тем ребятам, которым в 2014-м было по 14 лет, уже по 17. Их воспитывают в ненависти к Украине и в терпимости к беззаконию и насилию, каждый день зомбируют. Предугадать их действия будет очень сложно. Сегодня у нас в стране очень много оружия, и где оно выстрелит, мы не знаем. Поэтому чем раньше объединимся, тем больше у нас шансов реинтегрировать временно оккупированные территории, а главное их жителей.
- Некоторые эксперты, общественные деятели выражают такую мысль: если Украина вернет оккупированные территории, то проигрывает, ведь получит разрушенную инфраструктуру и сотни тысяч нелояльного населения. Что вы об этом думаете?
- Так можно говорить о чем-то и ком-то чужом. Для меня Донбасс и его жители не чужие. Это наши люди и наша земля.
Как сообщал "Обозреватель", в Луганске взорвали авто одного из главарей "ЛНР": все подробности, фото и видео.