Кто воюет на ул. Грушевского? СМИ быстро вычленили основную организующую силу протеста - объединение "Правый сектор", сформированное в первые дни Майдана и ставшее составной частью сил Самообороны. Но хотя организационно и численно среди активных участников восстания действительно преобладают ультраправые, там есть и другие люди.
Прежде всего, бои на Грушевского положили начало нетипичному для Украины альянсу между правыми и частью левых. Те, кто приходил на ул. Грушевского, могли видеть на стенах и сити-лайтах нанесенную баллончиками символику анархистов рядом с кельтскими крестами ультраправых.
Это невероятное сочетание стало возможным благодаря принятию 16 января "законов о диктатуре" - угроза закручивания гаек сплотила вчерашних заклятых врагов. "Если законы вступят в силу - будут сажать всех, и левых, и правых - так что ничего удивительного", - пояснил автору знакомый анархист.
Нам удалось задать несколько вопросов представителю анархистского объединения "Народный Набат", которое принимает активное участие в столкновениях на ул. Грушевского.
- Почему левые вступили в бой, который ведут между собой ультраправые и полиция, причем вступили на стороне ультраправых?
- Действительно так званый "Правий сектор" начал первые радикальные действия на улице Грушевского, но сейчас в боевых действиях принимают участия все социальные слои населения с абсолютно разными политическими взглядами. Мы, движение "Народный Набат", выступаем не на стороне ультраправых! Мы выступаем на стороне украинского народа. Ведь именно народ сейчас реальный двигатель революции. Сейчас, когда он самоорганизован, ни власть ни оппозиция не могут его контролировать. Это уже абсолютно автономный организм, которые выступает за свои права. Народное движение является полностью антифашистским ведь оно выступает против фашистских методов Януковича консолидировать власть в своих руках.
Читайте:
На Грушевского возобновились противостояния
- Какова доля левых, участвующих в сражении на Грушевского? Какова вообще "политическая демография" протестующих? Верно ли простое деление на "левых" и "правых", или там все сложнее?
- Левые сыграли немалую роль в боевых действиях на улице Грушевского. Но сейчас деление на левых и правых попросту некорректно. Повторюсь, что сейчас большинство всё равно составляют рядовые граждане Украины которые не причисляют себя к каким либо политическим течениям. Сейчас идёт война не за набивание политических очков. Нет, это уже вопрос выживания. Ведь если народное движение не победит, то в итоге его репрессируют так, как никогда ещё не репрессировали в современной Украине.
Многие левые талдычат нам, что пойдут на протест, только если он будет анархическим и направлен против классового неравенства. Но тут же возникает вопрос: как вы хотите этого добиться, если в такие сложные времена отсиживаетесь в тылу, в то время, как другие бьются на передовой?
- На что рассчитывают левые участники протестов, чего желают достичь, и можно ли достичь этих целей в союзе с правыми?
- Мы рассчитываем на развитие протестного движения в Украине и на отставку правительства. Этих целей можно добиться в союзе с правыми.
- Какие отношения с правыми - нет ли конфликтов?
- У нас пакт о ненападении. Более того, мы вместе стоим на баррикадах и обсуждаем дальнейшие действия.
- Много ли ваших пострадало в ходе боев?
- Сильно пострадавших нет.
- Правые представляют собой организованную структуру, в которой значительную роль играет "Тризуб им. С.Бандеры". Организованы ли левые, участвующие в боях на Грушевского, или действуют каждый на индивидуальной основе, или же ситуативно присоединились к структуре правых?
- "Народный Набат" давно уже призывает всех левых объединяться в единый отряд самообороны, но со многими диалог не получается ввиду того, что у нас перемирие с ультраправыми. Многие левые отсиживаются дома в то время, когда движению требуются храбрые и преданные солдаты! Это предательство лежит на совести каждого из них, но мы верим, что честные из них будут с нами. Слава Украине! Слава революции!
Следует признать, что далеко не все леваки Киева в восторге от идеи выступить в союзе с ультраправыми против милиции и власти. Во-первых, многие утверждают, что хрен редьки не слаще, и правые боевики ничуть не лучше "Беркута". Во-вторых, левые опасаются, что правые, придя к власти, установят режим как минимум не менее авторитарный, чем режим Януковича, да еще и дополнят его националистическими и расистскими элементами.
Читайте:
Радикалы из "Правого сектора" мечтают о работе в СБУ
Кроме того, левые хорошо помнят, как ультраправые совершали групповые нападения на левых и профсоюзных активистов, в результате чего жертвы выглядели и чувствовали себя не лучше, чем Татьяна Чорновол после известных событий. И хотя сейчас руки правых заняты коктейлями Молотова для "Беркута", левые не сомневаются в том, что потом эти руки вернутся к более привычному занятию.
Некоторые левые, не желая сотрудничать с ультраправыми, но и не считая возможным игнорировать протест, находят другие способы участия в событиях на ул. Грушевского. Так, активист левого студенческого профсоюза "Прямое действие" участвует в работе медицинской бригады, оказывая первую помощь тем, кто пострадал от гранат и резиновых пуль. По его словам, делает он это по гуманитарным соображениям.
И тем не менее, главной организующей силой протестов остается "Правый сектор", в котором участвуют организации "Тризуб им. Степана Бандеры", "Патриот Украины", УНА-УНСО, "Белый Молот" и другие.
"Тризуб" действует в Украине с 1993г. В 2011г. более 10 членов организации, в том числе руководители, были арестованы по различным обвинениям - им инкриминировали хранение оружия, разрушение памятника Сталину и другие действия.
"Патриот Украины" - боевая организация Социал-национальной ассамблеи. Прославилась благодаря так называемому "делу васильковских террористов" - трех членов организации, которым инкриминировали подготовку взрыва памятника Ленину и недавно приговорили к длительным срокам тюремного заключения.
УНА-УНСО - просто УНА-УНСО.
"Белый Молот" - группа, получившая известность после ряда погромов подпольных казино в Киеве. Идеология их - украинский национал-социализм.
Следует заметить, что эти хорошо скоординированные группы не смогли бы организовать столь длительную осаду милицейского заграждения на ул. Грушевского, если бы не получили заметной поддержки со стороны сочувствующих киевлян. наивно было бы предполагать, что киевляне сочувствуют национал-социалистическим идеям. Возможно, люди попросту разуверились в эффективности действий официальной оппозиции, и теперь обратили свое внимание на тех, кто наглядно и ощутимо противостоит осточертевшей власти.