Игра Путина в Украине далека от завершения
Приказ Владимира Путина об отводе российских войск от границы с Украиной известный российский оппозиционер Борис Немцов воспринял как знак: Путин "слил" "Новороссию", - заявил он. Это заявление имело немалый резонанс в украинских СМИ.
Но так ли все на самом деле? Какой смысл очередного маневра Путина? Каковы планы кремлевского руководства в отношении непризнанных "республик" на востоке Украины? Когда и при каких условиях огонь на Донбассе будет прекращен?
С этими вопросами "Обозреватель" обратился к депутату Госдумы России Илье Пономареву и военному эксперту Алексею Арестовичу.
ИЛЬЯ ПОНОМАРЕВ, депутат Госдумы России
-Вы согласны с заявлением Бориса Немцова о том, что Путин "слил" проект "Новороссия"?
-Я не могу до конца согласиться с Борисом. Я думаю, что он в стремлении побольней ущипнуть Путина выдает желаемое за действительное. Я думаю, что Путин играет более долгосрочную и менее прямолинейную игру. Он пытается определенным способом воздействовать на выборы на Украине и создает те условия, которые он считает более выгодными для достижения своих целей. Говорить о том, какие это цели, достаточно сложно – потому что он мыслит не вполне линейно. Если бы у него была определенная рациональная стратегия, он бы все это не затевал.
Но я думаю, что игра на Украине с точки зрения Путина еще далека от завершения.
-Вы сказали о том, что Путин намерен оказывать влияние на ход парламентских выборов в Украине. До них остается менее двух недель. Что можно сделать за это время?
-Вы не думаете, что то, что сейчас происходит в пресловутой "Новороссии" - это влияние на ваши парламентские выборы? (смеется). Еще раз скажу: я не уверен, что именно он преследует этими маневрами. Может быть, он хочет уменьшить влияние радикалов, повысить влияние разнообразных наследников Партии регионов. Может, еще что-то. Но то, что он является игроком на ваших выборах – это, на мой взгляд, очевидно.
-Что будет с "ДНР" и "ЛНР"? Чем закончат эти непризнанные республики?
-Это было очевидно с самого начала – закончат они тем, что уйдут в небытие. Вопрос только, когда это произойдет и сколько жертв будет еще на этом пути. Это главный вопрос.
-Как вы знаете, объявленное перемирие не соблюдается, сейчас снова речь идет о режиме тишины на востоке Украины. Какие условия должны сложиться, чтобы там действительно прекратился огонь?
-Я считаю, это в значительной степени в руках киевского руководства. Мне кажется, что господин Порошенко пытается пройти между Сциллой и Харибдой. Условием для завершения перемирия, безусловно, является включение, как минимум, части лидеров "ДНР" в украинскую политическую жизнь. Сейчас, похоже, выкристаллизовался лидер, который является сравнительно умеренным и приемлемым как для России, так и, как я могу судить со стороны, для Украины - Захарченко. Но насколько украинское руководство будет готово далеко идти в диалоге с ним, и насколько он сам готов далеко идти в поисках компромисса – мы можем только догадываться.
АЛЕКСЕЙ АРЕСТОВИЧ, военный эксперт
-Сразу же после начала отвода российских войск от украинской границы Борис Немцов заявил о том, что Путин "слил" проект "Новороссия". Вы согласны с этим?
-Нет. Отвод войск объясняется тремя причинами. Первое – в российской армии началась демобилизация военнослужащих срочной службы. Она будет действовать по 1 декабря. В это время вооруженные силы теряют боеспособность – они не способны вести наступательные операции.
Второй момент – саммит G20 в Австралии. Санкции в отношении России реально действуют, реально бьют по российской экономике, бьют персонально по лицам в окружении Путина, принимающим решения. Поэтому Путин нуждается в том, чтобы как-то это откорректировать. На саммите он будет убеждать всех, что он – хороший парень, но для этого ему нужны практические шаги. Лучший аргумент – отвести войска.
Третий момент – когда Россия воевала с нами, она понесла большие потери. Им не удалось взять даже донецкий аэропорт, им не удалось взять даже всю территорию Луганской и Донецкой областей. Даже Луганской – при полностью благоприятном режиме. То есть не такая это уж легкая война для них вышла. Поэтому им нужно собраться с силами. Их ждет масштабный комплекс мероприятий.
Таким образом, эта пауза связана с рядом обстоятельств, но никак не связана с прекращением проекта "Новороссия".
-Можно ли ожидать хоть небольшой передышки в атаках донецкого аэропорта накануне саммита?
-Думаю, да. Хотя сегодня обстреливали Мариуполь – и без всякого стеснения. Всегда можно сослаться, что это неизвестные не подчиняющиеся никому бандиты стреляют из реактивных систем залпового огня, чтобы вести огонь из которых надо полгода учиться.
-То есть проект "Новороссия" по-прежнему интересен Путину?
-А куда он денется? У него уже нет обратного пути. Надо же объяснять, почему он бросил русских людей другим русским людям.
-Но и довести дело до конца тоже пока не получается?
-Нет, военных сил у него нет. В Кремле сейчас сидят, чешут репу и думают, как же дальше себя вести, учитывая, что не так просто все это оказалось. Сначала у них были грандиозные планы вплоть до замены правительства в Киеве, а теперь – не получается. Не получается даже с донецким аэропортом.
-Это значит, что конфликт будет долгоиграющим?
-Да, долгоиграющим. Такие противоречия в элементарном варианте не разрешаются ни за год, ни за два. Это очень надолго. Ближайшая перспектива – до весны будет вооруженная фаза. Даже если не будет артиллерии, все равно это будет жесткая война, диверсионная работа, попытки раскачать ситуацию. Кремль нуждается в паузе для того, чтобы оценить свои ресурсы, закрутить гайки на международном уровне, разобраться в экономической ситуации и выработать дальнейший план противостояния со всем миром по поводу Украины. А это требует всесторонней оценки, подготовки и так далее.