Луценко начинает и…?
Действующие милиционеры, а также правоохранители с приставкой «экс», собирают средства с тем, чтобы возместить государству ущерб от празднования Дня милиции в 2008-2009 годах. Напомним, одним из эпизодов уголовного дела, где в роли обвиняемого выступал бывший руководитель МВД, стало, незаконное, по мнению стороны обвинения, празднование Дня милиции в вышеуказанные годы.
В итоге (помимо четырех лет заключения), Фемида в лице судьи Вовка, обязала Юрия Луценко возместить ущерб в размере 643 тыс. грн от празднования милицейского дня. Вскоре после вынесения приговора, экс-главный милиционер страны в интервью «Коммерсанту» признался, что самостоятельно выплатить указанную сумму он не сможет.
Инициаторами сбора средств (хлесткая, надо сказать пощечина государственным мужам и отличное средство для репутационного «отбеливания» г-на Луценко) выступили экс-заместители министра внутренних дел – Александр Эмбулатов и Владимир Евдокимов, а также бывшие руководители столичного и закарпатского главков МВД – Виталий Ярема и Павел Кононенко.
О своей идее бывшие руководители министерства внутренних дел рассказали на пресс-конференции в среду. Назвав счет МВД в Госказначействе, куда предложено переводить деньги, соратники Юрия Луценко, отказались рассказать о том, сколько именно средств уже поступило. Между тем, по информации «Обозревателя», почти половина из необходимой суммы собрана (чуть более трехсот тысяч из 643-х необходимых).
К слову, как рассказал нам источник в МВД, деньги перечисляют не только бывшие, но и действующие сотрудники милиции. И делают они это не из-за большой любви к экс-министру, а в виду того, что своим решением (о нецелевом использовании средств для празднования в Национальном дворце «Украина» Дня милиции) следователи Генпрокуратуры, а затем и Фемида, оскорбили всех силовиков страны. А таковых, отметим, на сегодняшний день насчитывается более трехсот тысяч.
А пока люди в погонах собирают деньги, Европейский Суд по Правам Человека пытается отыскать правовую истину в «деле Луценко». Давеча Страсбургский суд рассматривал иск адвокатов экс-руководителя МВД против государства Украина. Незаконный арест и содержание под стражей - ключевые пункты, которые обжалует защита бывшего министра-силовика. Впрочем, пользуясь случаем, представители господина Луценко рассказали и о жестоком обращении с ним, и о плохом состоянии здоровья бывшего главы МВД. Но главный акцент адвокаты Луценко сделали на том, что уголовное дело против их подзащитного, шито исключительно политическими белыми нитями.
В частности, представители истца уверены, что обстоятельства ареста Юрия Луценко нарушили статьи 5 («Право на свободу и личную неприкосновенность») и 6 («Право на справедливое судебное разбирательство») Европейской конвенции о защите прав человека. Помимо этого, защита экс-министра уверяет, что суровая мера пресечения объясняется не масштабами вменяемого ему преступления, а желанием воспрепятствовать политической деятельности экс-министра. Таким образом, по мнению адвокатов Луценко, решение о его аресте вступает в противоречие с 18-й статьей Конвенции, запрещающей ограничения прав и свобод «для иных целей, нежели те, для которых они были предусмотрены».
Жалобу защитников г-на Луценко рассматривает Палата судий в составе восьми человек, не считая председателя. Дело, в частности слушают судьи Элизабет Фура-Сандстремом (Швеция), Карел Юнгвирт (Чехия), Марк Виллигер (Лихтенштейн), Энн Пауэр-Форди (Ирландия), Анна Юдковская (Украина), Андре Потоки (Франция), Бошян Зупанчич (Словения) и Анжелика Нюссбергер (ФРГ).
Украину со стороны государства представляла правительственная уполномоченная в делах ЕСПЧ, без пяти минут омбудсмен Валерия Лутковская, а также прокуроры, представлявшие государственное обвинение в «деле Луценко» - Евгений Зинченко и Дмитрий Лобань.
В ходе своего выступления Валерия Лутковская пояснила, что взятие экс-руководителя МВД под стражу было оправданным, и данная мера была продиктована стремлением оградить свидетелей от возможного давления со стороны бывшего министра. Также уполномоченный украинского Кабмина заверяла судей ЕСПЧ, что в уголовных делах, возбужденных в отношении экс-главы МВД, не было признаков политического давления на него. «Правительство считает, что содержание Юрия Луценко под стражей было оправданным», - резюмировала г-жа Лутковская.
В свою очередь адвокат бывшего министра Валентина Теличенко заявила: «Мы убеждены, что арест и содержание под стражей заявителя на протяжении полутора лет были мотивированы именно необходимостью отстранить его от политической деятельности и уменьшить шансы возглавляемой им оппозиционной партии на парламентских выборах».
«Во время рассмотрения дела в суде по существу ни один из свидетелей не указал на то, что обвиняемый оказывал на него давление. Вместе с тем почти все свидетели, заявленные стороной обвинения, показывали, что подвергались давлению со стороны следственных органов», - отметила также госпожа Теличенко.
Если ЕСПЧ найдет в действиях судьи Вовка и его коллег по судебному цеху посягательство на статью 18 Европейской конвенции о защите прав человека, действующей власти придется несладко. Почему? Да потому что и оппозиция, и европейское сообщество (ЕС, ПАСЕ и т.д.) будут иметь в кармане более чем солидный козырь, подтверждающий наличие политической составляющей в уголовных делах против вчерашних высокопоставленных чиновников. И крыть этот «джокер» обитателям Печерских холмов, как ни крути - нечем.
Одно дело, если бы жирную точку в этой скандальной истории поставила высшая судебная инстанция Украины. Тут, в зависимости от вердикта, можно было бы говорить либо о честной и объективной Фемиде, либо о продажном, карманном суде. Совершенно другое – ставить под сомнение решение коллегии судий Европейского суда по правам человека. Бросать камни критики в огород ЕСПЧ – себе же вредить. Это прекрасно понимают и истцы, и ответчики громкого процесса «Луценко против государства Украина».
К слову, украинцы на сегодняшний день являются одними из лидеров по количеству поданных в Европейский суд заявлений по поводу нарушений прав человека. Причина - неудовлетворительная работа отечественной судебной системы. На данный момент на рассмотрении ЕСПЧ находится около 11 тысяч дел (!) против Украины, а это приблизительно 7,5% от общего количества дел...
«Если Европейский суд придет к выводу, что в ходе рассмотрения того или иного дела были нарушения Конвенции по правам человека, наш национальный суд Украины упраздняет вердикт и происходит пересмотр дела. Решения Европейского суда являются обязательными для исполнения», - отмечал в недавнем интервью «Обозревателю» экс-глава скандально известного Печерского суда Киева Николай Замковенко. Проще говоря, если ЕСПЧ примет аргументы защиты Луценко, дело, по сути, «обнулится» и будет рассматриваться по новому кругу.
Судьи ЕСПЧ, выслушав давеча в открытом режиме аргументы сторон, продолжат рассмотрение дела за закрытыми дверьми. Как правило, процесс в Страсбургском суде по правам человека длится около года. О том, что решение принято, сообщают за неделю до его оглашения. Вряд ли Страсбург скажет свое слово до октябрьских парламентских выборов. А это значит, что экс-министр, вероятно, не сможет непосредственно участвовать в избирательном марафоне.
Это – с одной стороны. С другой, чувствуя настроения в ЕСПЧ, отечественный апелляционный суд (не дожидаясь решения Европейского суда) может поставить под сомнение вердикт своих коллег из Печерского райсуда столицы. Вероятная позиция отечественного апелляционного суда по делу Луценко пока что остается неизвестной. Однако со стопроцентной вероятностью можно прогнозировать, что ЕСПЧ станет на сторону экс-министра. Так что Юрьев день, похоже, не за горами…