Почему дорожает бензин в богатом нефтью Казахстане?
Цена на нефть продолжает падать с начала года, а казахстанские эксперты вновь прогнозируют подорожание бензина в стране. В чем причина этого парадокса, выясняла корреспондент DW.
На фоне резкого снижения цен на нефть и решения ОПЕК не сокращать добычу черного золота, удорожание популярных марок бензина и дизтоплива в Казахстане - крупном экспортере нефти - выглядит крайне нелогичным. Между тем казахстанский сенатор Ляззат Киинов не исключает, что бензин будет дорожать и далее. Выступая на днях на пленарном заседании верхней палаты парламента, Киинов заявил, что если добытая в Казахстане нефть будет поставляться для переработки на местные НПЗ по мировым ценам, то "бензин АИ-95/96 будет стоить до 1,5 евро за литр".
Дефицит нефти
Как пояснил DW казахстанский аналитик нефтяного сектора Сергей Смирнов, заявление сенатора необоснованно, поскольку иностранные компании, ведущие разработку и добычу нефти на казахстанских месторождениях, работают на условиях соглашения о разделе продукции. А оно предусматривает в первую очередь защиту интересов иностранных компаний, а потом уже государства. "В заключенных с ними договорах не указано, что они должны поставлять хотя бы часть добытого сырья на НПЗ", - отмечает Смирнов. Таким образом, на местных НПЗ возникает дефицит сырой нефти, необходимой для переработки.
Сегодня на автозаправках Казахстана самый ходовой в стране бензин марки АИ-92/93 реализуется пока по 128 тенге (0,5-0,6 евро) за литр. В 2012 году он стоил 106 тенге. При этом курс тенге к евро за два последние года плавно снижался, поэтому рост цен на бензин в валютном эквиваленте за указанный срок составил всего лишь 0,18 евро.
Хотя в твердой валюте цены на бензин в стране практически почти не изменились, по мнению рядовых казахстанцев, привязка цен к евро некорректна, ведь заработную плату граждане страны получают в тенге. "Средняя зарплата в Казахстане - около 80 тысяч тенге в месяц (350 евро в эквиваленте). Видимо, необоснованно повышая цены на бензин, власти страны забывают, что людям надо на что-то жить. Отдавая за бензин большие деньги, мы получаем топливо крайне низкого качества", - пояснил DW председатель Казахстанского независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.
Непрозрачные схемы
Каждый раз поднятие цен на бензин власти Казахстана объясняли одними и теми же причинами - ростом мировых цен на нефть, увеличением тарифов на транспортировку черного золота и колебанием курса валют. В свою очередь Сергей Смирнов считает, что главный вопрос заключается в том, что никто не знает, какова сегодня стоимость бензина на выходе из казахстанских НПЗ.
"Говорят, что стоимость нефтепродукта составляет 57 процентов от стоимости сырой нефти. Но сегодня действует так называемая давальческая схема, когда компания-поставщик нефти, забирая с НПЗ топливо, оставляет какую-то его часть заводу в качестве оплаты. И на всей этой цепочке "сидят" еще близкие высокопоставленным чиновникам частные компании, которые не могут не остаться без определенной маржи. Вся схема абсолютно не прозрачна. В результате бензин дорожает", - объяснил Смирнов, добавив, что пока выше изложенная схема будет действовать, контролировать цены на ГСМ не представляется возможным.
Модернизация НПЗ и поиск новых месторождений нефти
В целом, по словам Смирнова, в стране ежегодно добывается около 82 млн тонн нефти. Из них на трех действующих НПЗ перерабатывается лишь 14 млн тонн - 7 млн местной нефти и 7 млн - российской. При этом во избежание дефицита ГСМ на внутреннем рынке Казахстан из-за рубежа завозит до 40 процентов бензина и дизтоплива.
"Нефтедобытчикам гораздо выгоднее и проще гнать черное золото на экспорт. Модернизация заводов тоже никому не выгодна, потому что гораздо удобнее при имеющемся дефиците продавать по высокой цене некачественный бензин. Если и так спрос высок, зачем еще вкладывать деньги в какую-то модернизацию", - указывает Эдуард Эдоков.
Эксперты отмечают, что Казахстан до сих пор не вышел даже на уровень России, где глубина переработки нефти превышает 90 процентов, а продукция НПЗ соответствует стандартам "Евро-5". Казахстанские НПЗ имеют глубину переработки лишь в 65-85 процентов и выпускают ГСМ, соответствующие стандарту "Евро-2".
При этом, по мнению аналитика Сергея Смирнова, модернизация НПЗ в Казахстане ежегодно переносится, сейчас такие планы передвинуты на 2018 год. Сенатор Ляззат Киинов видит решение проблемы дефицита топлива и снижения цены на него в увеличении добычи нефти. В связи с тем, что действующие месторождения были давно открыты в Казахстане и сейчас истощаются, сенатор предлагает профинансировать новые поиско-разведочные работы, выделив из госбюджета на 2015 год на эти цели минимум 1,5-2 млрд тенге (6,6-8 млн евро).