Юридический тупик: может ли библиотекарь быть экстремистом?
СКР подозревает директора Библиотеки украинской литературы в возбуждении национальной ненависти и вражды. Хранение в библиотеке запрещенных книг - не преступление, объясняет эксперт.
В четверг, 29 октября, на сайте Следственного комитета России (СКР) появилось сообщение о задержании директора Библиотеки украинской литературы в Москве Натальи Шариной. В отношении нее заведено уголовное дело. Шарина подозревается в возбуждении национальной ненависти и вражды с использованием служебного положения.
По версии следствия, в 2011-2015 годах Шарина распространяла среди посетителей библиотеки книги Дмитро Корчинского, признанные судом экстремистскими материалами. Директор информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский считает эти претензии "совершенно неправомерными". "Да, в библиотеке хранятся книги из Федерального списка экстремистских материалов (ФСЭМ), но это естественно, - пояснил эксперт в интервью DW. - Потому что никакой закон не предписывает их оттуда изымать". Аналитик добавил также, что подобные книги хранятся в большом количестве во всех крупных библиотеках России.
Библиотеки в юридическом тупике
Александр Верховский - возглавляемый им аналитический центр занимается отслеживанием случаев применения законодательства о борьбе с экстремизмом - указал на юридически "совершенно дикую ситуацию". "С точки зрения прокуратуры, хранение книг в библиотеке является хранением с целью распространения, что, по сути, верно, - объясняет эксперт. - С другой стороны, по закону о библиотечном деле, книги должны там храниться, и библиотека никак не может служить инструментом цензуры". Таким образом, закон о противодействии экстремизму вступает в противоречие с законом о библиотечном деле. По словам Верховского, непонятно, как библиотекам выпутываться из этой ситуации.
При этом аналитик отметил, что на сегодняшний день в этом вопросе существует определенная "компромиссная практика". Ее суть в создании специального фонда. "То есть эти книги не стоят в открытом доступе, их нельзя снять с полки, но можно получить по запросу", - пояснил эксперт.
По его словам, подобную литературу не выдают на дом, не разрешают ксерокопировать. А при получении книги читатель расписывается в том, что он осознает, что читает книгу, которая запрещена к распространению. "Это совершенно устоявшаяся и стабильная практика, которая существует уже который год. Так делают во всех серьезных библиотеках", - добавил эксперт. Верховский напомнил также, что, согласно российским законам, признанные экстремистскими книги не запрещено читать, а запрещено массово распространять.
Подброшенные экстремистские материалы?
СКР сообщил также, что 28 октября в ходе обыска в библиотеке была обнаружена и изъята "печатная продукция, содержащая призывы к антироссийской и антирусской пропаганде". Муж директора библиотеки Алексей Шарин не исключил, что эти материалы могли быть подброшены. "Они пришли, и вдруг в абонементе чуть ли не в кресле лежит стопка экстремистской литературы. Ни на одной книге нет штампа библиотеки, ни одной книги нет в каталогах библиотеки. Как они там оказались - большой вопрос", - сообщил он в интервью российским СМИ в ночь со среды на четверг.
Аналогичным образом высказался и сопредседатель Объединения украинцев России Валерий Семененко, которого, как и Наталью Шарину, увезли на допрос вечером среды - в качестве свидетеля. "В библиотеке длился обыск чуть ли не день, и были случаи подбрасывания какой-то литературы, которая без всяких отметок библиотечных, из каких-то углов вытаскивали. Потом их в этом работники библиотеки начали уличать, и они их выгнали из библиотеки, уже продолжали обыск сами", - рассказал Семененко в эфире радиостанции Business FM.
Второе дело
Это уже не первый случай, когда Библиотека украинской литературы, финансируемая из столичного бюджета, привлекла внимание СКР. В 2010 году в ней уже проходили обыски. Тогда следователи тоже изъяли часть литературы и возбудили в отношении Натальи Шариной уголовное дело по той же статье.
Однако в августе 2011 года оно было закрыто за отсутствием состава преступления, а суд обязал правоохранительные органы вернуть библиотеке изъятые книги и серверы. Как выяснилось, на сей раз уголовное дело было заведено по заявлению депутата Совета депутатов муниципального округа Якиманка от "Справедливой России" Дмитрия Захарова.
МИД Украины выразил "решительный протест" в связи с обысками в библиотеке. "Это уже не первая попытка Кремля наклеить ярлыки "русофобии" и "экстремизма" на все украинское", - говорится в тексте заявления на сайте ведомства, которое напомнило о случаях обысков в Библиотеке украинской литературы в 2010-2011 годах. По мнению украинского МИД, "эти грубые и немотивированные действия российских властей вновь подтверждают агрессивную политику Российской Федерации против Украины".
"Это не вопрос повестки дня Кремля", - прокомментировал журналистам информацию о задержании директора библиотеки Натальи Шариной пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Комментарии сотрудников библиотеки получить не удалось, так как телефоны учреждения не работают. По данным информагентств, это связано с тем, что в ходе обыска у библиотеки был изъят сервер, непосредственно связанный с телефонными линиями. СКР намерен передать дело в суд и добиваться для Натальи Шариной "меры пресечения в виде заключения под стражу".