Россия приближается к 37-му году: правозащитники о деле многодетной матери-'изменницы'
История с арестом гражданки России, матери семерых детей Светланы Давыдовой, обвиняемой в государственной измене, получила широкий резонанс. Женщина не передавала секретные материалы другой стране. Она просто, подслушав телефонный разговор в маршрутке, позвонила в украинское посольство и сообщила о том, что услышала об отправке российских военных в нашу страну. Это произошло в апреле 2014 года. Почти через десять месяцев, 21 января 2015 года, Давыдова была арестована и помещена в Лефортово. К ней применили 275 статью УК России - "государственная измена".
Мнения россиян, кстати, разделились. Например, скандальный писатель и политик Эдуард Лимонов осудил ее действия и потребовал наказания по всей строгости закона. А оппозиционер Борис Немцов и многие другие поддержали Давыдову, в РФ собирают подписи за ее освобождение. По последним данным, Давыдову из СИЗО уже выпустили, но это не отменяет того факта, каким вопиющим стало ее дело.
За разъяснением о том, как можно помочь многодетной матери, и откуда вообще возникают подобные ситуации, "Обозреватель" обратился к российским экспертам.
Как рассказал российский адвокат Илья Новиков - известный в Украине как игрок "Что? Где? Когда?" и адвокат летчицы Надежды Савченко, удерживаемой в плену - по инкриминируемой статье Давыдова может запросто получить до 20 лет лишения свободы.
"История с Давыдовой – уникальна. Статья за госизмену вообще редко применяется и никогда прежде не применялась к случайному человеку, к непрофессиональному шпиону", - отметил Новиков.
По мнению адвоката, Светлана в данном случае просто попала под раздачу. Кроме того, здесь сработал принцип погони ФСБшников за званиями, хотя раскачивались они довольно долго.
Читайте:
Цена правде. Обвиняемой в госизмене россиянке, у которой грудной ребенок, приходится "сцеживаться" в камере
"ФСБ работает медленно. У них избыток следователей, и они любят собирать многотомные дела. Так выходит больше работы и больше наград. Но не думаю, что за этим стоит какой-то большой план. Кроме того, я не исключаю, что ФСБ может в любой момент его прекратить. Очень хорошо, что сейчас об этом деле много говорят. Это может стать наилучшим шансом в ее освобождении. Надо продолжать в том же духе. Украине не следует вмешиваться. Давыдова – гражданка России, возможности для консульской поддержки нет. Вот присоединиться к кампании по защите Светланы они могут. Также они могут подписать петицию", - отметил адвокат.
Кроме того, женщину могут освободить из СИЗО (это уже произошло - ред.) под подписку о невыезде, хотя это будет, по мнению эксперта, полумерой.
"Сейчас Давыдова должна проявить твердость, несмотря на угрозы отобрать у нее детей. Я думаю, что это к ней применялось. Но ей надо быть твердой, чтобы другие могли ее защитить. Сам по себе отказ от свидетельских показаний ей не поможет", - подчеркнул Новиков.
Как убежден российский правозащитник Александр Черкасов, 275 статья, инкриминируемая Давыдовой – резиновая и растягиваться может до бесконечности.
"Ее можно натянуть на все, что угодно. Даже на самые разные общения с самыми разными зарубежными организациями. В то же время, до этого случая действительно не было такого применения. Это показательно. Арестовать мать семерых детей, которая не передала секретный российский танк другой стране, а сообщила о том, о чем официально не было озвучено. Гоголь и Салтыков-Щедрин в одном флаконе. Это дело мне напоминает дело, сошедшее со страниц классиков. Хотя, здесь и Гоголь, и Щедрин нервно курят в коридоре", - сказал Черкасов.
С другой стороны, если, по словам эксперта, вспомнить масштабы сталинских репрессий 1937 года в СССР, то в то время как раз такие дела шли пачками.
"Были и более абсурдные. Так что можно предположить, что мы приближаемся к тому золотому времени", - подчеркнул юрист.
На ситуацию, сложившуюся сейчас с Давыдовой, может повлиять только российское общество, если оно выйдет на акции в защиту Светланы.
"Если общество выйдет, это будет иметь свое влияние. Также я надеюсь сейчас на нового адвоката Светланы, Ивана Павлова, который занимается этим делом. Он – хороший адвокат и надеюсь, что он сможет добиться ее освобождения", - отметил Черкасов.