Украинскому правительству не стоит ставить знак равенства между экономическим коллапсом России и прекращением агрессии, и, тем более, падением путинского режима. Российский народ слишком пассивен и консервативен для массовых протестов, а финансовая несостоятельность не означает невозможность нанести вред.
Об этом пишет Николас Гвоздев из американского издания National Interest.
Два месяца назад несколько высокопоставленных американских чиновников из национальной безопасности утверждали, что Российская Федерация вновь стала главной угрозой США. Сейчас, на фоне падения цен на нефть и замедления китайской экономики, появилась мода надеяться на скорый крах самой России или на то, что правительство Владимира Путина доживает последние дни. Постоянное раскачивание СМИ между этими двумя крайностями мешает произвести взвешенную и рациональную оценку фактических сильных и слабых сторон РФ.
Читайте:
Путин забуксовал, но все еще готовится к большой войне - Фельштинский
Начнем с экономических показателей. Российская экономика сокращается, ее валюта теряет ценность по отношению к доллару и евро, а промышленное производство демонстрирует признаки упадка. Из-за конфликта в Украине западные санкции остаются в силе в отношении России.
Падение цен на энергоносители дополнительно уменьшает доходы Кремля, хотя девальвация национальной валюты частично компенсирует потери. А спасательный круг Путина от западных санкций, более чем на 100 млрд долл. в китайских сделках, кредитах и займах, разрушается из-за собственных экономических проблем Китая.
Инфляция разъедает сбережения и покупательную способность российских граждан. Между девальвацией, западными санкциями и ответными санкциями России, цены на импортные товары взлетели до небес или вообще исчезли с прилавков, а импортозамещение не набирает достаточных оборотов.
Читайте:
Пионтковский о Путине: стандартная судьба диктаторов – дворцовый переворот
С этими фактами согласны как кремлевские министры, так и громогласные противники Путина. Однако влияние этих событий открыто для интерпретации.
Согласно некоторым мнениям, снижение экономики вызовет масштабные антипутинские протесты сотен тысяч россиян, рискующих в одночасье оказаться за чертой бедности. Падение ударит по доходам российской элиты, и Кремлю придется отказаться от поддержки террористов в Украине и режима Башара аль-Асада в Сирии, сосредоточившись на укреплении своей экономической базы и сокращении военных расходов.
Соблазнительность такого сценария очевидна, ведь не нужно модернизировать армию, укреплять границы, налаживать взаимодействие с НАТО – достаточно просто подождать, и через несколько месяцев Россия сама повторит путь, проделанный Советским Союзом 30 лет назад.
Читайте:
Стало известно, когда СНБО рассмотрит введение санкций против России
Однако довольно опасно строить политику отношений с Россией на предположениях грядущей катастрофы. Экономика России войдет в период жесткой экономии, но снижение будет плавным, что означает трудности в будущем, но не полный обвал.
Также не очевидно, что народное недовольство выльется в антиправительственные беспорядки. Многие россияне считают, что падение путинского режима только усугубит экономическую ситуацию. Учитывая консервативную природу российской политической культуры, ворчание и протесты против нынешней ситуации могут и не превратиться в последовательное движение за политические перемены.
Кроме того, непохоже, что Путин не использует экономический кризис в своих интересах. Он, как и глава Китая Си Цзиньпин, использует трудности для того, чтобы вытолкать членов в отставку и укрепить собственную власть. Что и случилось с близким союзником и партнером Путина, Владимиром Якуниным, бывшим главой РЖД. В то же время, ожидаемое назначение Якунина в Совет Федерации означает предоставление "золотых парашютов" тем, кто готов к сотрудничеству, что сократит возможную оппозицию.
Читайте:
НАТО учится противостоять "гибридной войне", тренируя украинских военных – западные СМИ
Да, экономический кризис повлияет на амбициозные планы военных расходов. Тем не менее, это не должно вызывать преждевременное ликование. У Путина хватит средств, чтобы продолжать свою деятельность и сохранить то, что Майкл Кофман назвал "силой раздражения". И даже если Россия придет в полный упадок, в обозримом будущем она по-прежнему сохранит возможность нанести много вреда.
"Российская проблема" разрешится сама. Есть серьезные стратегии, как для взаимодействия, так и для противостояния с Москвой, но они требуют времени, ресурсов и ответственности. Поиск дешевого и неопасного подхода к решению этой проблемы, ведущийся с тех пор, как в прошлом году вспыхнул кризис в Украине, не следует ограничивать надеждой на экономический коллапс России, считает журналист.
Ранее "Обозреватель" писал, что главная цель стратегии Путина – расколоть Европу. Российское руководство хочет, чтобы в Европе не было стратегических союзов, чтобы в Европе не было многонациональных организаций, чтобы была разрушена трансатлантическая ось США-Европа, которая, через использование коллективной политики и действия существенно ослабляет те преимущества, которые у России есть перед любой отдельно взятой европейской нацией.