УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Откровенный дневник переселенки: первые впечатления от Киева и ощущение бездомности

50,2 т.
Откровенный дневник переселенки: первые впечатления от Киева и ощущение бездомности

С начала конфликта на Донбассе, по всей Украине разбросанными и незащищенными по данным ООН оказались более 1 миллиона граждан. Они потеряли дом, друзей, которые поддержали идею "республик", и ощущение спокойствия. Теперь внутренне переселенным лицам приходится не только начинать жить с "чистого листа", но и доказывать арендаторам квартир, работодателям и прежде всего самим себе, что их происхождение не является приговором.

Автор "Обозревателя" Алина Николенко, и мама трёхлетнего сына, которая переехала из Донецка, рассказала о непонимании и равнодушии, с которыми ей пришлось столкнуться, перебираясь в столицу. Её историю мы публикуем под вымышленным именем, поскольку в родном краю у нее осталась мама и родня, жизням, которых до сих пор угрожает опасность.

Начиная свою историю, хочется опустить все грустные подробности того, как я стала переселенкой. Переезжать тяжело всегда, особенно коренным, особенно когда есть что оставлять. Но мы не переезжали, это был побег. Бежали с двумя чемоданами и маленьким ребенком на руках. Едем по городу, видим дыры в крышах, воронки в асфальте. По городу колесят агитационные машины с громкоговорителями, у них звучала одна и та же военная песня "Священная война", эта песня резала слух хуже взрывов. Жить среди этого было нельзя. Мы бежали туда, где есть будущее.

Друзья, такие же переселенцы, согласились приютить в своей съемной квартирке в Киеве. Больше ехать было некуда и не к кому, выбирать не пришлось.

Киев

Первую неделю в столице привыкали к мирной жизни, удивлялись людным улицам, дорожным пробкам, разнообразию товаров в магазине. За полгода жизни в оккупированном Донецке мы стали совсем "дикими". Я помню, как странно было видеть на улице веселые компании молодежи, слышать смех… У нас-то давно никто не смеялся.

Поиск квартиры в столице занял месяц. За время активного поиска приемлемого жилья с соответствующей ценой мы поняли, что имеем две проблемы, которые мешают нам снять жилье: наше происхождение и наличие маленького ребенка. Арендаторы сомневались в платежеспособности "беженцев", среди арендодателей ходили слухи о том, как люди "оттуда" сняли квартиру, устроили в ней разгром и уехали обратно. Дети и животные тоже не приветствовались, поскольку хозяева беспокоились, как бы они чего не испортили. К счастью, мы нашли жилье, хозяин которого интересовался лишь своевременностью оплаты. Мы ему показались вполне приличными людьми, потому в день нашей первой встречи мы заключили договор аренды и решили вопрос с жильем.

Читайте: Захарченко пригрозил переселенцам: расстреливать не будем, но искупать вину заставим

Спасительный мостик

Когда ты переселенец - тебе сложно принять свое положение и начать что-то делать, ходишь по городу и не знаешь, куда себя девать. Пугает все: огромные расстояния, широкие дороги, метро. Чувствуешь себя городским бездомным, никому ненужным и незаметным.

Единственное, что хоть как-то связывало нас хмурых и безрадостных с нормальной мирной жизнью был сын. Ответственность за его судьбу помогла собрать силы в кулак и начать жить заново.

Как спасти психику ребенка?

Круглосуточные обстрелы, ночи в убежищах, общее нервное напряжение в семье не лучшим образом отражаются на детях любых возрастов. Но я думаю, что маленьким переселенцам, которые достигли того возраста, когда уже достаточно развита память особенно тяжело. Осмыслить все происходящее, адаптироваться в новом коллективе - лишь малая доля того, что ждет их на новом месте. Справиться с психологическими проблемами - сложнее. Без помощи специалиста обойтись крайне трудно.

Общаясь с многими семьями внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), я определила идеальный возраст ребенка-переселенца - где-то от года до двух. Когда ребенок уже не совсем кроха, он легче переносит дорогу, ему не нужно так много вещей, как новорожденному. Дети старше двух лет в состоянии помнить, а война - это не лучшее воспоминание.

Читайте: Возвращение в Донецк: c мыслями снова уехать

Моему было полтора, и после нескольких занятий с детским психологом он перестал заикаться. Беспокойный сон не ушел до сих пор, боязнь громких звуков тоже. Но зато он не помнит подробностей, не помнит того, что он видел на охваченных войной улицах. Не спрашивает, когда мы поедем домой − и хорошо. Киев подарил ему новую жизнь, он увидел зоопарк, впервые пошел в детский сад. Вот, о чем он теперь вспоминает.

Бюрократия

Приехав в Киев, мы граждане Украины, со всеми документами и правами, как у всех остальных, столкнулись с тем, что нам еще нужно доказать государству, что мы существуем. Государственный аппарат загонял в тупик, очереди за справкой переселенца были огромными. Я несколько дней приезжала в 5 утра к УТЗСН, занимала очередь. Всех записавшихся принимать не успевали и в конце дня очередь обнулялась. На следующий день все начиналось снова.

С бюрократическими тонкостями помогли разобраться волонтеры. У них я получила маленькую такую брошюрку, где четко и понятно были расписаны все правила получения различных документов, их адреса и телефоны. Так я "покорила" УТЗСН, миграционную службу, получила хорошее место в детском саду для ребенка, недалеко от дома, причем бесплатно.

Волонтеры

Где-то в соцсетях я нашла информацию о психологической помощи, искала детского психолога. Нашла. Также нашла хороших друзей и советчиков. Они помогают адаптироваться, многие переселенцы могут получить разностороннюю помощь, от психологической, до вполне ощутимой материальной. В волонтерских пунктах незащищенным категориям граждан помогают необходимыми лекарствами, продуктами и одеждой.

Правила жизни для переселенца:

Главное правило - не сдаваться, помнить, что наша сила - в единстве. Сейчас в социальных сетях можно найти массу сообществ для ВПЛ, где люди общаются, делятся полезной информацией, есть смысл заглянуть туда.

Не забывать напоминать себе, что Вы - такой же гражданин Украины, как человек с любого другого региона, не хуже и не лучше. Потому оставляем позицию жертвы и обращаемся за помощью.

Как сообщал "Обозреватель", пресс-секретарь Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине Майкл Боцюркив рассказал, что жители Донецкой и Луганской областей массово возвращаются обратно на подконтрольную "ДНР" территорию.