УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Студенты-иностранцы покидают Киев в инвалидных колясках

882
Студенты-иностранцы покидают Киев в инвалидных колясках

Иногда приходится слышать, что нападения на иностранцев в Киеве редки и никак не связаны между собой. Дескать, киевляне в сотни раз чаще бьют и режут друг друга – просто никто этого не замечает. А когда случайному хулигану попадается чужак – пресса тут как тут. Так говорили 25 октября прошлого года, когда возле станции метро "Позняки" был убит ножом в спину 46-летний гражданин Нигерии. 16 ноября, когда погиб аспирант Национального авиационного университета из Анголы. 28 декабря, когда в холле общежития того же НАУ был найден мертвым студент-гамбиец...

Декан подготовительного факультета Киевского национального университета им. Шевченко Татьяна Табенская уже полгода не может спокойно спать. Студенты-иностранцы ее факультета не раз становились жертвами бритоголовых. "Чужакам" прямо возле входа в вуз раздают угрожающие листовки, а в интернете открытым текстом пишут сценарии расправ. Татьяна Владимировна достает из толстой папки какую-то распечатку. Читаю: "Кулинарная книга патриота (как правильно приготовить оккупанта)".

– Я когда это увидела, в шоке была. Здесь страшные вещи написаны, – ужасается Татьяна Владимировна. – Зачитаю вам пару цитат. "Оккупант, запеченный в собственном соку. Мясо (так они называют иностранцев) тщательно отбивается ногами (для выделения как можно большего количества сока). Потом Мясо поливается бензином и поджигается. Жарить до полной готовности". Там есть "рецепты" и страшнее. Представьте, все это читают наши студенты, можно только представить их состояние. А ведь в нашем вузе уже неоднократно избивали китайских ребят. Один из них стал инвалидом.

Китаец возвращался из университета в общежитие, когда на территории студгородка на него напали подростки. Избили парня так, что тот месяц лежал в нейрохирургии без сознания.

– Каждый рабочий день у меня начинался с похода в больницу, – вспоминает декан. – Возле больного постоянно дежурили его соотечественники, а я Бога молила, чтобы мальчик остался жив. Китайские студенты так испугались, что готовы были в ту же минуту паковать чемоданы и уезжать домой. Не представляете, каких трудов стоило уговорить их остаться здесь.

Через месяц студент пришел в себя, но продолжить учебу уже не смог. Домой парень уехал в инвалидном кресле. Подростков, которые зверски избили китайца, так и не нашли, а студентам по-прежнему продолжают открыто раздавать листовки с угрожающим содержанием и подстерегать их возле общежития или учебного корпуса. Это угроза, это разжигание межнациональной розни, это призывы к насилию, и за руку преступников схватить легче легкого... но отчего-то не хватают. Они у нас неприкосновенны?

После случая с китайцем в общежитии, где живут иностранцы, стал круглосуточно дежурить охранник, на территории студгородка стали патрулировать дружины из украинских студентов – но результатов мало.

– Не так давно избили студента, который в Китае работал преподавателем, – продолжает перечислять несчастья Татьяна Владимировна. – Он приехал сюда повышать квалификацию. На нашем факультете изучал украинский. Недалеко от учебного корпуса на него напали коротко стриженные парни в тяжелых ботинках и с динамовскими шарфиками. В милиции сняли побои, долго мучили расспросами, но в итоге злоумышленников так и не нашли. После этого преподаватель собрался и уехал. А сколько мелких нападений было! Возле станции метро "Лыбидская" нашему китайскому студенту очки разбили, и что вы думаете – кто-то из людей заступился за него? А как-то ребята вышли через дорогу в магазин, отоварились там, но возле выхода их уже поджидали. Бить не стали, только отобрали все покупки.

Сейчас студенты живут по инструкции. На занятия и в общежитие ходят только компаниями, в магазине стараются появляться как можно реже, а в центр города выбираются только по большой надобности.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

"Меня били, пока я не начал задыхаться"

Среди иранцев нашелся один смельчак, который на себе испытал "гостеприимство" украинцев. В прошлом году Хесана избили прямо на Крещатике.

В Украине парень уже второй год. Он приехал сюда учиться музыке. Говорит, если бы знал, что здесь такое отношение к иностранцам, выбрал бы для обучения другую страну.

– Я стоял возле метро, ко мне подошла компания – человек десять. Спросили, нравится ли мне жить в Киеве, я сказал, что очень. После этого они повалили меня на землю и дружно начали бить ногами, – вспоминает Хесан. – Там было много людей, но никто не пытался их остановить. Наверное, боялись подойти к этим бандитам. Когда я начал задыхаться, они убежали.

Хесан до сих пор не понимает, почему на него напали. Наивный иранец списывает все на пиво. Говорит, что у нас молодежь слишком много пьет. О случившемся рассказал отцу спустя какое-то время. Маме и вовсе не стал говорить, иначе бы забрала домой.

В случае с Хесаном милиция тоже не нашла хулиганов.

У Татьяны Владимировны накопилась целая папка переписки с правоохранителями, но результатов от этого пока маловато.

– Вначале думали, что это подростки-хулиганы промышляют, но для уличных хулиганов они слишком отлаженно "работают", – размышляет Татьяна Владимировна. – Главное, что проблема не решается, студенты потихоньку уезжают, а новые не так уж и рвутся в нашу страну.

ЦИФРА

$80 млн – доход от студентов-иностранцев за год

Татьяна Табенская уверена: если события будут развиваться в таком же духе, то Украина может не только окончательно испортить свой имидж, но и понести значительные финансовые потери.

– Иностранные студенты – это не только признак престижности нашего высшего образования, но и неплохие доходы для бюджета страны, – объясняет Татьяна Владимировна. – В Америке ежегодно обучается больше 600 тысяч иностранцев, которые вносят в бюджет американского образования ежегодно $13 миллиардов. В европейских странах от иностранных студентов ежегодно получают несколько миллиардов. Россияне ежегодно принимают до 100 тысяч студентов из-за рубежа.

В Украине же обучается всего 37 тысяч иностранцев, хотя у нас есть возможности принять и больше. Но даже они дали возможность нашим вузам заработать дополнительные $80 миллионов. Только на нашем факультете обучаются 500 студентов, которые ежегодно платят около $1,5 миллиона за обучение и проживание. За их деньги мы отремонтировали общежития, купили новую мебель, а этими благами, между прочим, сейчас пользуются и студенты-украинцы...

ОФИЦИАЛЬНО

Иностранцы – чаще преступники, чем жертвы?

Правоохранители не считают ситуацию с травлей иноземцев столь угрожающей, как работники вузов. Начальник пресс-службы киевской милиции Владимир Полищук говорит, что все резонансные преступления против иностранцев раскрыты, и что милиции нужно быть внимательней к этим самым иностранным гражданам, так как они совершают куда больше преступлений, чем против них.

– 126 преступлений в прошлом году было совершено иностранцами против наших граждан, и всего лишь 30 против иностранцев, так что тут нужно еще подумать, – аргументировал статистикой Владимир Полищук.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Мотив бритоголовых, "бьющихся за чистоту Украины", понять нетрудно. Помахать руками-ногами, да еще под красивыми девизами, подросткам хочется – но выступать против тех, кто действительно угрожает городу, стране и народу, боязно. Казалось бы, вон их сколько – "врагов украинской нации"! Застройщики, сносящие памятники культуры. Брехуны-политики. Карманники, открыто орудующие в общественном транспорте... Да только от них чистить страну "смельчаки" не решатся: ведь настоящий враг может ударить в ответ, засадить в тюрьму, пырнуть ножом... То ли дело – музыкант, особенно если на него вдесятером напасть!

Другое странно: отчего эти люди – пусть молодые и несмышленые – так часто говорящие о патриотизме, не замечают, как аукнутся их "акции" стране? Советская программа обучения молодежи из Африки и Азии была вовсе не блажью: иноземная элита, выросшая в атмосфере "дружбы народов", оставалась навсегда привязанной к СССР воспоминаниями юности. Студенты-иностранцы – это не иммигранты-чернорабочие. Это – самые пробивные, самые способные и отважные дети своих стран, молодежь из небедных и влиятельных семей. Вернувшись на родину или подавшись в более цивилизованные государства, чем это, через каких-нибудь десять-двадцать лет они войдут в правительства, в руководства крупнейших компаний... Какое отношение к Украине, какие действия продиктуют им страшные воспоминания?

Алена СВИРИДОВА, "Газета по-киевски"