Кто вернет им детство
Они рядом с нами, хоть мы и делаем вид, что не замечаем их. Мы отмахиваемся, думая, что пусть другие решают эту проблему. Стараемся не смотреть в чумазые лица и мутные от паров клея глаза. Не позволяем себе верить, что у этих детей есть будущее.
По официальной статистике, сегодня в Украине улица стала домом для 130 тысяч детей. Но, по неофициальным подсчетам, их больше в два–два с половиной раза. Только двое из десяти - биологические сироты. Остальные же - так называемые социальные сироты, дети, которые предпочли улицу родительскому крову.
Никто не может назвать точное число беспризорных детей, живущих на улицах Украины, но одно ясно точно – страну захлестывает третья волна беспризорничества. Первые две произошли во время Гражданской Войны и Второй Мировой Войны, но тогда большинство детей стали беспризорниками, так как их родители погибли. Большинство родителей нынешних бездомных детей живы. Именно поэтому появился новый вид беспризорных детей – «социальные сироты».
Половина таких детей не идентифицирует себя с семьей, и ни при каких условиях не хочет туда возвращаться. Треть из них недоедали. Многих избивали и насиловали. Каждый второй уличный ребенок употребляет наркотики, алкоголь или нюхает клей. Практически все курят. И девочки, и мальчики, начиная лет с десяти, занимаются проституцией. Один ребенок из десяти не знает, как правильно держать ручку, а уровень знаний других не отвечает их возрасту.
Не так много детей, оказавшихся на улице, поступили так из-за скверного характера. А во-вторых, ребенок остается ребенком. Он не может объективно оценить реальность. Если ему очень плохо сейчас, то мысль о будущем его не тревожит.
На улице дети находят спасение от родительской агрессии и насилия. Объединяясь в группы, беспризорники селятся в подвалах, на чердаках и канализационных люках, где они живут по собственным правилам и законам. Цена любой ошибки – жизнь. Чтобы прожить – нужна еда. Чтобы получить еду – нужны деньги. Такую нехитрую установку дети получают, как только они попадают на улицу. Некоторые из них моют машины, работают грузчиками или выполняют ремонтные работы. Другие просят милостыню или воруют. Некоторые дети попадают в сексуальное рабство. Зачастую оплату они получают в виде бутылки спиртного или очередной дозы наркотиков. Тех же, кто не хочет подчиняться, заставляют силой. Подростки, живущие на улице, пытаются скрасить свою нелегкую жизнь при помощи, алкоголя, сигарет, наркотиков и клея.
Испытывая лишения, они постоянно ощущают на себе злое безразличие и неприятие со стороны окружающих. Тем самым, противопоставляют себя всем, и обращают свою ненависть и агрессию на общество.
Случаев нападения беспризорников на людей известно много. Также известно, что они, как и бездомные животные, никогда не нападают первыми. Значит, что-то в поведении человека провоцирует вспышку агрессии.
Однажды, будучи навеселе, Кирилл увидел во дворе своего дома нескольких ребят. Они играли в карты, то ли на деньги, то ли на дозу. Молодой человек зачем-то решил присоединиться.
- Я думал просто нескучно провести время, никого не хотел обидеть, - вспоминает мужчина, - ну поиграли, пошутили, и разошлись. Я немного проиграл, поэтому решил угостить пацанов пивом, а они захотели, чтобы я отдал им деньги.
Несколько недель после этого случая беспризорные выслеживали Кирилла, и требовали денег, угрожая расправой. Узнав, где он живет, сначала разбили окно, а через несколько дней, подожгли дверь. К счастью, пожар быстро потушили, пострадавший вызвал милицию, и после этого, говорит, жители улиц оставили его в покое.
На свой страх и риск, «Кияни. Обозреватель» решили попытаться поговорить с кем-то из беспризорных. Оказалось, это вовсе не так просто. С незнакомыми людьми они на контакт не идут, в большинстве мест ночлега бездомных никого не оказалось – либо спрятались, либо промышляли где-то неподалеку. Только в одном из коллекторов вблизи вокзала мы обнаружили двух мальчиков 12-14 лет. Братья Виталий и Юрий вот уже почти два года бродяжничают. Говорят, привыкли.
- Первую зиму было страшно, но вдвоем легче, как-то перекантовались, - говорят братья.
По информации председателя постоянной комиссии Киевского городского совета по вопросам гуманитарной политики Аллы Шлапак, принято решение о финансировании мероприятий городской целевой программы «Дети столицы» на 2012 год в общем объеме 3 млн. 215 тысяч гривен..
Как рассказала депутат, выделенные средства будут направлены на меры предотвращения социального сиротства, преодоление безнадзорности и беспризорности среди детей, а также на мероприятия связанные с социальной защитой детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.
- За последние годы в Киеве вдвое уменьшилось количество детей, от которых родители отказываются в грудном возрасте, почти на 40% уменьшилось количество детей-сирот, при этом основной формой усыновления становятся семьи, а не учреждения интернатного типа, на столичных улицах практически нет малолетних нищих и бездомных. Все это свидетельствует о высоком уровне работы службы по делам детей и, на мой взгляд, обязанность депутатов всячески содействовать ее деятельности, а также деятельности других структур, которые занимаются детьми, - добавила Алла Шлапак.
Сегодня, как правило, неправительственным организациям, которые занимаются этим вопросом, помогают европейские государства. Там с детьми улиц немного иная ситуация. Во-первых, никто не спит под открытым небом только потому, что ему некуда идти.
Ребенок может пойти в государственное учреждение, и ему предложат альтернативу: достойный приют, приемную семью или вернут близким родственникам. То есть детское бродяжничество в Европе - осознанный выбор.
Наши же дети неизвестно чего больше боятся: вечно пьяных родителей или приюта. Большинство детей, попавших в интернат, пытаются оттуда сбежать. Частично помогают неправительственные организации. Но и им без помощи общества не справиться.
У многих из них – клеймо "ненужности" в виде числа "13" на руке. Эта татуировка, которую делают бездомные ребята, означает несчастливое детство. Моя страна "13". Они фактически лишены детства. Беспризорные дети сегодня – это уже не болезнь постперестроечного общества, а следствие безответственности родителей.