Ежегодно отмечая День Киева, мы с гордостью и признательностью говорим о тех, кто оставил нам в наследство замечательный город. Но были и потери, о которых мы постепенно забываем.
Киевовед Михаил Кальницкий в материале для издания "Точно" напомнил о десяти самых обидных потерях, произошедших в ХХ веке.
Военные разрушения
В ходе Гражданской войны разгорелся конфликт между Украинской Центральной Радой, проводившей национальный курс, и левыми силами, поддержанными большевистской Россией. В январе 1918-го войска Советской республики утвердились на левом берегу Днепра и начали обстреливать город из дальнобойных орудий. Гибли невинные люди, разрушались памятники старины... Прорвавшись на правый берег, большевики продолжили обстрел. При этом был сожжен собственный дом главы Центральной Рады Михаила Грушевского на углу Паньковской и Никольско-Ботанической улиц, где безвозвратно погибли уникальные собрания предметов старины и произведений искусства.
Разрушенный дом Михаила Грушевского. Фото 1918 г.
На Зверинце - южной окраине Киева - когда-то находился оборонительный форт на территории нынешнего Ботанического сада НАН Украины. В дни правления гетмана Павла Скоропадского возле него сосредоточились значительные склады снарядов и сигнальных ракет. В июне 1918 года на Зверинецких складах прогремел страшный взрыв, который обрушил лавину огня на близлежащие жилые кварталы. Его последствиями стали сотни убитых и раненых, тысячи оставшихся без крыши над головой... Ходили разговоры о диверсии, но расследование показало, что причиной несчастья, скорее всего, стал "человеческий фактор" - несоблюдение мер безопасности.
Столб огня и дыма над Зверинцем в панораме Киева. Фото 1918 г.
Когда в 1920 году "главный атаман" Симон Петлюра согласился уступить Западную Украину Польше, он воспользовался помощью польских войск для овладения Киевом. Но уже через месяц сюда вернулись красноармейцы. При отступлении польские части организовали уничтожение стратегических объектов - военных складов и мостов через Днепр. Как писал впоследствии Михаил Булгаков, "наши европеизированные кузены вздумали щегольнуть своими подрывными средствами и разбили три моста через Днепр, причем Цепной - вдребезги". Теперь примерно на месте старинного Цепного моста находится мост Метро.
Руины Цепного моста. Фото 1920 г.
В сентябре 1941 года, в первые же дни нацистской оккупации Киева, дома на Крещатике начали один за другим взрываться. Потом стало известно, что советские спецслужбы, уходя из города, оставили во многих центральных зданиях радиоуправляемые мины. Жертвами самоубийственной акции оказались не только оккупанты, с комфортом разместившиеся на Крещатике, но и множество мирных жителей. Улицу охватило пламя, и немцы, чтобы предотвратить его распространение, стали обрушивать дома по контуру очага пожара. Так за короткое время городской центр превратился в руины. От старого Крещатика и прилегающих к нему кварталов до наших дней дошли лишь отдельные строения.
Разрушенный центр Киева. Фото 1944 г.
Жертвы мирного времени
На Подоле, близ угла улиц Межигорской и Хорива, много лет стоял каменный дом, возведенный, по-видимому, еще до эпохи Петра I. Киевляне называли его "дом Артемихи" по имени одной из владелиц. Своеобразное и богато украшенное строение не раз упоминалось среди достопримечательностей Киева. Однако оно являлось частной собственностью, и по тогдашним законам не было защищено от произвола хозяев. Это кончилось для него трагично. В 1902 году собственники усадьбы - семья неких Гореловых - решили соорудить на углу Межигорской и Хорива новое доходное здание обычной по тем временам архитектуры, а уникальная постройка была сломана.
"Дом Артемихи". Изображение XIX в.
Когда в 1919 году большевикам впервые удалось утвердиться в Киеве на несколько месяцев, они взялись за "идейную чистку" города, издав декрет о ликвидации памятников "царям и царским слугам". Его реализация, впрочем, затянулась до ноября 1920-го. Были снесены не только изваяния Николая I в нынешнем Шевченковском парке и Александра II на Царской (Европейской) площади. Под действие того же декрета подпали монументы княгини Ольги на Михайловской площади, который впоследствии был восстановлен, а также инициатора свеклосахарного производства на украинских землях, графа Алексея Бобринского (примерно на том месте, где потом воздвигли памятник Щорсу).
Статуя Бобринского и металлические части других монументов, подготовленные к переплавке на заводе "Арсенал". Фото 1920-х гг.
Коммунистические идеологи повсеместно разворачивали жестокую борьбу с религией. С конца 1920-х годов храмы активно закрывались, священнослужителей под разными предлогами арестовывали. А в середине 1930-х одной из главных задач превращения Киева в образцовую советскую столицу была объявлена борьба за новый, современный облик города, в который не вписывались церковные главы и кресты. Десятки храмов были варварски уничтожены, в том числе бесценные памятники архитектуры Древней Руси, украинского барокко, классицизма.
Разрушенная Трехсвятительская церковь XII-XVIII века близ Михайловской площади. Фото 1930-х гг.
Во второй половине 1930-х годов велось активное жилищное строительство на Печерске. Для обитателей новостроек был запланирован обширный парк над Днепром, для которого использовали территорию старинного кладбища в исторической местности Аскольдова могила. Кладбищенская церковь Св. Николая была надолго превращена в парковый павильон. Что же касается тысяч захоронений, среди которых имелись могилы и склепы выдающихся исторических деятелей, корифеев культуры, науки, искусства, то лишь небольшую часть их перенесли на другие кладбища, а остальные были уничтожены.
Кладбище на Аскольдовой могиле. С открытки начала ХХ в.
В 1950-е годы городские власти пожелали сравнять с землей Бабий Яр - место массовых убийств киевлян гитлеровскими оккупантами. Было решено закачать туда полужидкую глину, а после ее затвердения на образовавшейся площадке устроить парк с аттракционами. Но при строительстве дамбы, которая сдерживала эту глину, в погоне за всесоюзным рекордом скорости работ были грубо нарушены нормы безопасности. В марте 1961 года дамба прорвалась, и грязевая лавина в сотни тысяч кубометров хлынула на низинную местность Куреневку. Эта катастрофа, известная под названием "Куреневская трагедия", стоила жизни почти полутораста киевлянам.
Последствия Куреневской катастрофы. Фото 1961 г.
В центральную часть нашего города давно уже проникли небоскребы. С 1970-х - 1980-х годов исторические кварталы активно высвобождаются от малоэтажной застройки. Процесс этот, по-видимому, был неизбежен. Но в ходе бурной реконструкции уничтожались и ценные памятники архитектуры и истории, уступавшие место ординарным многоэтажкам.
Дом на улице Полтавской - первое киевское произведение в стиле украинского модерна (уничтожен в 1980-х гг.). Фото 1910-х гг.
В последние десятилетия на наших глазах были возвращены из небытия наиболее знаковые из утраченных киевских реликвий - такие, как Успенский собор Лавры, Михайловский Златоверхий монастырь, памятник княгине Ольге и ряд других. Киевлянам необходимо учитывать опыт прошлого, чтобы в будущем, любуясь своим городом, мы радовались приобретениям, а не печалились из-за новых разрушений.