УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Громадцов: сейчас ЦУМ - это голое здание

Громадцов: сейчас ЦУМ - это голое здание

Столичный ЦУМ более полугода закрыт для покупателей. Внутри здания уже завершили подготовительные работы для дальнейшей масштабной реконструкции. В ближайшее время после окончательного согласования нового внешнего вида универмага здание обнесут строительным забором.

Как решился скандальный вопрос со стеклянным фасадом ЦУМа, почему оказалось проблемным строительство паркинга, и как были сдвинуты сроки реконструкции главного универмага столицы, в интервью "Обозревателю" рассказал исполнительный директор компании "Эста Холдинг" Максим Громадцов.

- Максим, каким будет фасад ЦУМа, вокруг которого велись острые дискуссии, после пересмотра проекта реконструкции?

- Мы услышали разный набор мнений – от "да, это правильно" до категорического "нет". Мы услышали управление охраны памятников, консультационный совет – и пошли на то, чтобы оставить фасад в том виде, в котором он есть. Мы еще новый проект не обнародовали, вы будете первыми, кто эти картинки увидит.

Это рабочий проект, но здесь можно видеть, что весь фасад ЦУМа остается неизменным. Два верхних этажа объединяем в один. Вместо ската крыши появится этаж, на котором будут кафе и рестораны. С Крещатика его практически не будет видно. А у жителей города появится единственное место на Крещатике, с которого можно будет сверху увидеть всю главную улицу страны. Сейчас таких обзорных точек нет.

- Почему для разработки проекта реконструкции ЦУМа выбрали компанию "Benoy"?

- К сожалению, украинская архитектурная школа сейчас немножко находится в периоде паузы - когда советской школы уже нет, а новая украинская еще не создалась. Поэтому мы искали архитекторов с большим международным опытом, которые уже реконструировали исторические универмаги. Таких в Европе 5-6 компаний.

В результате мы остановились на компании "Benoy". Они чувствовали и понимали историческую среду. К тому же, с ними работают достаточно серьезные компании, которые разрабатывают проекты поддержки фасадов. Это с точки зрения инженерии - высший пилотаж.

Появился также местный адаптер – мастерская Ларисы Скорик. Знаете, у нас не может быть другого архитектора, кроме украинского. Все печати и документы – везде должна стоять украинская фамилия. И плюс есть еще большой кусок работы, который украинские архитекторы делают – это адаптация международного проекта к нашим нормам. Потому что наши нормы от европейских сильно отличаются.

Специалисты "Benoy" очень много времени провели в Киеве, прожили на Крещатике несколько месяцев. Они фотографировали, мерили, разбирались с пропорциями, с симметрией, с материалами. Изучали все исторические фотографии и поняли, как Крещатик менялся, как он формировался.

В компании предложили подход, который мы потом выносили на градсовет. ЦУМ был построен как памятник ар-деко в 1939 году. Это единственное здание в этом стиле, которое сохранилось до настоящего времени. Дальше в конце 50 - начале 60 годов, когда построили единый ансамбль Крещатика, который тянулся от Главпочтамта до КГГА, верхнюю часть ЦУМа, как и остальные здания, отделали красной плиткой – "кабанчиком".

"Benoy" посчитали это архитектурной безвкусицей. Они предложили подчеркнуть стиль ар-деко – и использовать для этого стекло.

По сути, мы верхнюю часть закрывали в кокон. Фасад из красного гранита должен был восприниматься одним зданием, а дальше в дымке два этажа. Такой подход наиболее часто используется при реконструкции исторических зданий в Европе.

- Планировалось ли увеличение этажности здания?

- Мы никогда не хотели увеличивать этажность. Все проекты – и первый, и второй – такого не было. У нас есть конек крыши. По сути, добавляется один этаж - за счет крыши высотой в 5 метров.

Кроме того, сейчас два этажа ЦУМа – это складские и офисные помещения высотой по 2,5 м. Мы из этих двух этажей делаем один. В результате по количеству этажей и по высоте здания ЦУМ останется прежним.

- Какие ключевые претензии к проекту реконструкции высказывались? Они касались только внешнего вида универмага?

- Первый момент – это стекло и гармонирование с окружающими зданиями. Сам по себе проект не вызвал ни у кого возражений – если ЦУМ изолировать от окружающих зданий. Основной аргумент у всех архитекторов - что все-таки это ансамбль Крещатика. И менять его неправильно. Это 80% всех дискуссий.

Проблема также – паркинг. У нас есть строительные нормы, ДБНы. В технических условиях изначально прописано, что в ЦУМе должно быть тысячу паркомест. Каким образом и где их там разместить – я даже представить себе боюсь. Сейчас парковки, по сути, нет.

Есть минус первый этаж, подвал, где было инженерное оборудование. Мы минус первый этаж в любом случае бы использовали. Но был один из больших вопросов – добавлять ли парковку или нет.

Парковка для нас – это обуза по большому счету. ЦУМ стоит в центре города, метро рядом, большие пешеходные потоки. Люди будут ходить в ЦУМ и так, и так.

К тому же, это дорого. Парковка 20% бюджета утянет, потому что это очень сложно - копать землю с такими нестабильными грунтами, делать водоотведение, разбираться с грунтовыми водами и соседними зданиями.

Мы провели очень серьезное исследование грунтов. Изначально мы боялись, что вообще нельзя углубляться, что там вода, метро. Оказалось, что метро сбоку, коммуникации сбоку. Вода, безусловно, есть, есть нестабильные слои. Но они достаточно глубоко находятся – на глубине порядка 20 м.

Мы сваями углубляемся ниже этих нестабильных грунтов, попадаем на плиту до 25 м, и сверху мы можем построить два этажа паркинга с тем, чтобы еще иметь подушку безопасности около 10 м до нестабильных грунтов. Больше двух этажей мы построить не можем - это порядка 170-180 паркомест.

Это, конечно, с точки зрения обеспечения паркингом такого комплекса недостаточно. Но гораздо лучше, чем ничего. И мы думаем, что паркингом будут пользоваться не только клиенты ЦУМа, ведь на Крещатике нет парковок.

- Какие работы ведутся в ЦУМе на данный момент?

- У нас есть ордер на подготовительные работы, их мы и производим. Ни в коем случае никакие изменения в конструктив не вносим. Мы демонтировали все старое инженерное оборудование и вывезли его. Лифты были демонтированы. Интерьеры были разобраны, мраморная часть сохранена, а обшивка стен, потолков, пола – демонтирована.

Сейчас это голое здание. На этом работы закончены. Дальнейшие работы возможны только после того, как мы получим разрешение на реконструкцию. А для этого мы сначала должны новый внешний вид согласовать с управлением охраны памятников. Потом мы это все несем на госэкспертизу. Когда получим все необходимые разрешения, сможем двигаться дальше.

В рамках ордера мы должны будем сделать еще забор вокруг строительной площадки. Мы постараемся забором приятно удивить, потому что это та вещь, которая будет на Крещатике следующие несколько лет. Это точно не будет зеленый забор из досок с белой полосой, хотя законодательство нас обязывает делать именно так. Нам придется долго убеждать всех пойти на определенные отклонения от норм. Если все будет хорошо, думаю, мы работы по реконструкции начнем в октябре-ноябре.

- Внутри останется что-то от старого универмага?

- В здании остаются две стены. Весь конструктив изнутри будет абсолютно новым. Есть большой вопрос – интерьер ЦУМа. Оказалось, что здесь интерьеры аутентичные сохранились только в виде мраморных лестниц и облицовки мраморных колонн. Все остальное – 80-90 годы. Эскалаторы, наливной пол, подвесные потолки, пластик…

Все элементы, которые действительно интересны и хороши, аутентичны – мраморные лестницы, колонны – они у нас разобраны, законсервированы реставраторами, лежат в коробочках, пронумерованные. Мы думаем о том, как их использовать в интерьере.

Конечно, интерьер не будет советский, он будет достаточно современный. Мы хотим контраст получить: за историческим фасадом – что-то новое. Сейчас мы думаем, как правильно использовать старые элементы, чтобы они, с одной стороны, не выглядели чужеродно, с другой - чтобы можно было потрогать и почувствовать историю.

- Сколько будет стоить реконструкция здания?

- Сейчас мы понимаем, что потратим более 100 млн долларов. Если бы мы не делали полную реконструкцию, мы бы потратили 20-30 млн и 1,5 года на работы. Сейчас мы видим, что реконструкция займет 3 года.

- Какие товары будут продавать в обновленном ЦУМе?

- Есть такой миф – наверное, потому что не так много киевлян в последнее время туда ходили, что в ЦУМе продавалась хорошая недорогая украинская продукция. Она там была, безусловно. Было несколько отделов, в которых продавали украинскую продукцию относительно недорогую, но это было в объемах торговли, наверное, 10%.

Первый этаж – это были дорогие часы, золото и алкоголь. Дальше был этаж одежды далеко не украинского производства – такой, по сути, рынок Троещина, только на вешалках. И дороже, потому что центр города. Были несколько отделов, которые продавали украинскую одежду.

Мы хотим, чтобы в ЦУМе появились бренды, которых до этого в Украине не было. Есть большое количество брендов демократического плана, которые в Европе и даже в России определяют рынок, а у нас, к сожалению, такой бренд на рынке только один – это "Zara". В Европе есть маркеты – такие, как "Uniqlo" – компании, которые продают огромное количество достаточно недорогой одежды и которые создают огромный поток посетителей. До этого в Украину они не приходили, у них не было для этого серьезной площадки, какой после реконструкции может стать ЦУМ.

Кроме того, мы хотим сохранить один из отделов, существовавших в старом ЦУМе. Там был верхний этаж, который продавал товары для дома: посуду и так далее. Это действительно было единственное место в центре города такого размера, где можно было фактически все для дома купить. Мы это хотим сохранить. Мы хотим, чтобы ЦУМ оставался универмагом.

Соответственно, у нас будет разделение по этажам, у нас будет женская одежда, детская, мужская. Будет целый этаж товаров для дома. Это будет единственный в Украине универмаг, где можно купить все. Хотим также сделать одну общую кассу для всех отделов, и чтобы ЦУМ ни в коем случае не превратился в то, во что превратился универмаг "Украина".

- Как поменялись сроки открытия ЦУМа после реконструкции?

-Сейчас дорабатываем второй проект. Нужно переработать всю проектную документацию и повторно выйти на консультационный совет при департаменте охраны памятников. И постараемся сделать так, чтобы как можно быстрее согласовался проект. Это зависит не от нас, мы планировали уже сейчас начать строить.

Изначально планировали открыть ЦУМ в начале 2014 года, но сейчас передвинули открытие на весну 2015 года. Дальше мы двигаться уже не хотим. Куда еще тянуть? Главный магазин страны – а он стоит закрытый.

Фото: Юрий Коломыцев

Громадцов: сейчас ЦУМ - это голое здание
Громадцов: сейчас ЦУМ - это голое здание
Громадцов: сейчас ЦУМ - это голое здание
Громадцов: сейчас ЦУМ - это голое здание
Громадцов: сейчас ЦУМ - это голое здание
Громадцов: сейчас ЦУМ - это голое здание
Громадцов: сейчас ЦУМ - это голое здание