Евромайдан в День соборности: на войне, как на войне
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
События на улице Грушевского, где уже четвертый день длится противостояние евромайдановцев и милиции, не могли не отразиться на жизни самого Евромайдана. "Обозреватель" посмотрел, как живут в главных форпостах революции – в здании КГГА, Доме профсоюзов и Октябрьском дворце.
Еще утром Евромайдан облетело страшное известие – на Грушевского погибли люди. Двое мужчин были застрелены, причем один из них из снайперской винтовки. Эта новость еще больше завела протестующих. И, как оказалось, повлияла на их отношение к журналистам.
У входа в мэрию, несмотря на мороз и на то, что вместо двух дверей сейчас на вход и на выход открыта лишь одна, не людно.
Не много народу и в самой КГГА. Сейчас здесь почти не увидишь спящих прямо на полу людей. Те, кто по каким-либо причинам не на Майдане или улице Грушевского, наблюдают за происходящим на большом мониторе.
Небольшое столпотворение мы увидели возле столов в Колонном зале КГГА. Тут предлагают стать членом ВО "Свобода" или записаться в отряды самообороны. "Желающих записаться в отряды самообороны после 19 числа стало в 100 раз больше, чем до того.- заявила нам одна из записывающих в "народное войско" волонтерок.
Не испытывают недостатка тут и в продуктах. Люди продолжают приносить еду килограммами, а то и мешками. В подтверждение нам демонстрируют исписанные с двух сторон листы, где скурпулезно фиксируется все приносимое. Перечень "благотворительных поступлений" только за вчерашний день еле уместился на 10 листах.
Много работы и у медиков. В уголке, где разместилась медчасть КГГА, кипит работа: медики выдавливают сок из лимонов. Этим соком потом будут пропитывать марлевые повязки.
"Против митингующих "Беркут" использовал газ "Терен-6" и "Терен-12". Против этого газа продающиеся в аптеках респираторные маски не помогают. Нужны марлевые, пропитанные либо соком лимона, либо уксусом", - объяснил один из медиков.
Как оказалось, некоторые изменения коснулись и работы журналистов, приходящих в здание КГГА. Теперь здесь запрещено снимать пункт выдачи пищи и стол санчасти. Увидев в руках корреспондента "Обозревателя" фотоаппарат, волонтеры медслужбы потребовали не фотографировать их, удалить сделанные кадры – в противном случае, дескать, "охрана заберет флешку".
Пока корреспонденты "Обозревателя" пытались объяснить, что подобные действия являются препятствованием работе журналиста, подоспела и охрана, которая предложила нам покинуть помещение, чтобы им не пришлось "вытаскивать за руки и за ноги".
В результате, конфликт удалось свести на нет. Нам объяснили причины несколько предубежденного отношения к журналистам. "Сегодня утром ряд СМИ сообщили, что парень, упавший с колонны возле стадиона имени Лобановского, упал сам. Но в интернете же есть много видео, где явно видно, как его толкают сотрудники "Беркута", - возмущается одна из медиков. По ее мнению, многие журналисты сейчас позволяют себе подавать информацию неправдиво.
Правда, гиперболизируется информация в СМИ не только в пользу власти. Волонтер медслужбы КГГА рассказал нам, что появившаяся в некоторых изданиях информация о том, что количество пострадавших во время стычек на Грушевского достигло 1000 человек, мягко говоря, не соответствует действительности.
"Вместе с пострадавшими от газа, думаю, на Майдане обращались к медикам около 200 человек", - говорит мужчина.
В то же время, он подчеркивает, что в медпункты КГГА, Дома профсоюзов и Октябрьского дворца обращаются, в основном, с отравлением газом. Реже – с ушибами, в том числе, травмами от резиновых пуль милиционеров.
В КГГА также усилили охрану здания. Как объяснил нам комендант здания мэрии, в помещении постоянно остается достаточное количество охраны, которая выявляет "титушек". Нескольких из них отпустили прямо перед нашим приходом. Уверяют, что никого не били, а только "толерантно объясняли", что те поступают неправильно.
"Они извинения у людей попросили, несколько раз Гимн Украины спели – и мы отпустили их на улицу, на все 4 стороны", - заявил один из участников отряда самообороны.
Он также добавил, что нередко у парней, показавшихся охране подозрительными, находят "травку" и партбилеты Партии регионов.
В Доме профсоюзов документы изучают менее придирчиво. Но и движение там поактивнее. В коридорах и на лестницах – много людей в камуфляже, масках и касках. Практически у всех в руках деревянные дубинки.
На первом этаже – очередь за теплой одеждой и гречневой кашей, которой сегодня тут кормят протестующих. Тут же можно получить лекарство, сдать вещи в стирку, справиться о потерянных вещах или записаться на выступление.
На втором, где традиционно работает пресс-центр, мы заметили деревянные ящики, похожие на те, в которых перевозят боеприпасы – это запасы противогазов, которые понадобятся митингующим, решившим наведаться на улицу Грушевского.
Третий этаж Дома профсоюзов – в распоряжении медиков. Тут разгружают и сортируют медикаменты и защитные маски, которые тут же выдаются людям. За импровизированными ширмами отдыхают пострадавшие во время стычек.
"Раненых сейчас у нас тут не очень много", - бросил нам один из волонтеров-медиков. Одного раненого с забинтованными головой и рукой мы увидели лежащим прямо на полу в коридоре. Правда, подойти ближе нам помешала охрана, которая заявила, что дальше по коридору проход закрыт.
Наш приход на Майдан Незалежности совпал с тревожным известием: "Беркут" оттеснил протестующих с Европейской площади. Среди собравшихся на внеочередное Вече начали попадаться раненые.
"Живой пока, как видите", - в ответ на расспросы людей бросил парень с окровавленной головой. "Там же медчасть была, на Грушевского… Там раненые остались…", - растерянно повторяет какая-то женщина.
"Они с крыш людей расстреливают – как в тире", - рассказывает собеседнику молодой парень то ли увиденное, то ли услышанное о событиях на Грушевского.
Пока со сцены выступают оппозиционеры-нардепы Турчинов и Соболев, на Институтской активизируется движение. Организованными колоннами со стороны Банковой в направлении баррикад со стороны Европейской площади маршируют несколько сотен человек под флагами ВО "Свобода" - с уже традиционными деревянными битами в руках.
"Они со штаба "Свободы" идут на Майдан, чтобы защищать его. Вы же слышали, "Беркут" начал зачистку на Грушевского", - объяснил нам мужчина в каске.
В то же время, в противоположном от Майдана направлении также строем идут люди. У некоторых в руках – ящики, в которых нам удалось рассмотреть бутылки с "коктейлем Молотова".
Поднимаемся к Октябрському дворцу. Тут, у входа, еще одна колонна из 100 человек, вооруженных палками. О том, зачем они выстроились и куда намереваются отправиться, в строю говорить отказываются – посылают к сотникам. А те уже объяснили: люди никуда не пойдут – стоят для защиты Октябрьского дворца, в котором остались личные вещи протестующих, ушедших на "передовую". Без разрешения политиков, ушедших выступать со сцены, внутрь нас не пустили. В то же время, сюда продолжают приносить раненых.
Тем временем центр города окутал густой черный дым. Как оказалось, от горящих покрышек, которые в результате заставили "Беркут" отступить со с трудом отвоеванных событий. А народ тем временем продолжает подтягиваться к эпицентру конфликта, проходя через многочисленные кордоны экипированных и вымуштрованных бойцов "народного сопротивления". На Майдане всерьез готовятся к возможной зачистке 22 января.