УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Украинское кино на «Молодости»: Чернобыль и Ольга Куриленко

1,4 т.
Украинское кино на «Молодости»: Чернобыль и Ольга Куриленко

Как мы уже писали, в конкурсной программе кинофестиваля «Молодость» в этом году оказался всего один украинский полнометражный фильм. Им стала «Земля забвения» - франко-украинская драма, посвященная Чернобылю, от французской режиссера-дебютантки Михаль Боганим. Главную роль в картине сыграла Ольга Куриленко.

В феврале на Берлинском кинофестивале, а позже и на широких украинских экранах была представлена драма российского режиссера и сценариста Александра Миндадзе «В субботу» о первом дне после чернобыльской аварии. Нестандартная в стилистическом плане трактовка трагических событий 26 апреля 1986 года, показанная глазами одного героя. В интервью «КиноОбозу» Миндадзе рассказал, что намеренно использовал в картине преимущественно крупные планы, чтобы не показывать панорам и не превращать свое субъективное виденье в объективную видеохронику. А о тогда еще незаконченном фильме Михаль Боганим Александр Миндадзе высказался так: «Да, я знаю об этом проекте, я даже был на съемках, у них там висит гигантский портрет Горбачева, и чертово колесо на площадке… Я так не снимаю…».

Действительно, «Земля забвения» оказалась типично иностранным продуктом об украинской реальности, точнее теперь уже истории, снятым, так сказать, по всем правилам и с той объективностью, от которой так открещивался Миндадзе. Михаль Боганим честно использовала в картине все атрибуты того времени и той катастрофы: портрет Горбачева, статую Ленина, чертово колесо… Раз Чернобыль – значит черный кислотный дождь, дохлые птицы и рыба на берегу, мертвые кошки, застреленные собаки…

Как и в фильме «В субботу», Боганим показывает «пир во время чумы». И, конечно же, свадьба – самый подходящий контраст для трагедии. Припять, 25 апреля 1986 года. Героиня Ольги Куриленко – Аня – выходит замуж. Она безмерно счастлива, поет «Миллион алых роз» и думает о прекрасном будущем.., пока ее жениха, пожарного, не вызывают на тушение якобы лесного пожара. На следующий день в больнице Ане говорят: «Нельзя вам к мужу, он радиоактивный, понимаете? Доза облучения 1600 рентген. Он больше не человек, он реактор»…

В отличие от режиссера «В субботу», Михаль Боганим посвящает свою историю не первым дням трагедии, а ее последствиям спустя годы. И ужас этих последствий, как физических, так и моральных, она показывает на примере исковерканной судьбы Ани.

Покинув Припять в апреле 86-го, Аня добровольно возвращается туда снова и снова. Не в силах забыть мужа, с которым и дня вместе не прожила, она ни с кем не может построить нормальных отношений. Работая французским гидом для иностранцев, приезжающих в Припять на экскурсию, Аня знакомится с парижанином, который предлагает ей уехать с ним. Но каждый раз говоря себе «я уеду отсюда в Париж», Аня возвращается в объятия старого припятьского друга, напоминающего ей о недолюбившем муже, несложившейся жизни и обо всем, что случилось.

Также режиссер вводит двух второплановых, но важных персонажей: инженера электростанции в исполнении польского актера Анджея Хыры («Одиночество в сети», «Катынь») и его сына (плохо говорящий по-украински российский сериальный актер Илья Иосифов). Каждый по-своему, но они также не могут покинуть Припять.

Режиссер не брезгует наивными и сентиментальными сценами. Боганим изображает человека, скупающего в день трагедии все зонты и раздающего их прохожим, мокнущим под радиоактивным дождем, и парня, возвращающегося в Припять, чтобы посмотреть на яблоню, которую он посадил 25 апреля 1986 года…

Ольга Куриленко, впервые представшая перед зрителем в столь измученном, болезненном виде, в «Земле забвения» наконец-то смогла в полной мере проявить свои драматические актерские способности (провалившийся байопик «Там обитают драконы» ей этой возможности не дал). И надо сказать, получилось у нее вполне сносно. Модель и актриса, давно покинувшая Украину и много лет живущая в глянцевом лоске, смогла органично вжиться в образ несчастной провинциальной украинской девушки. К тому же Ольга, к величайшему удивлению, заговорила по-русски и по-украински практически без акцента (не то что в дубляже «Кванта милосердия»).

«Земля забвения», как, впрочем, и «В субботу», - это история о людях, которые не могут уехать, не могут оставить свой дом даже после того, как понимают, что жизни в нем больше нет. «Вы не имеете права здесь быть! Зона – наша территория!», - говорит героиня беженцам, поселившимся в зоне отчуждения. Возможно, это действительно любовь и тяга к родной земле: «Это был самый красивый город в Украине», - рассказывает о Припяти гид Аня своим французским туристам. Возможно, ощущение себя смертником и понимание бессмысленности что-то менять…

Михаль Боганим сняла слишком правильный фильм, который не вызвал сильных эмоций именно в силу своей правильности. Эта работа о Чернобыле не стала похожей ни на «мыльную» слезовыжималку для домохозяек от Оксаны Байрак под названием «Аврора» (и слава богу, конечно), ни на нестандартную, слегка истеричную интерпретацию Александра Миндадзе. «Земля забвения» оказалась именно таким фильмом о Чернобыле, который рисует здоровое воображение самого обычного зрителя. И в этом и заключился ее главный недостаток…

После показа в зале слышались недовольные возгласы зрителей: «Да не было такого! Да я там был, не так все было!»...

Смотрите все! Цените лучшее!

Украинское кино на «Молодости»: Чернобыль и Ольга Куриленко
Украинское кино на «Молодости»: Чернобыль и Ольга Куриленко
Украинское кино на «Молодости»: Чернобыль и Ольга Куриленко