УкраїнськаУКР
русскийРУС

Раз, два, три, четыре, пять… Я иду искать

19,2 т.
Раз, два, три, четыре, пять… Я иду искать

В отечественный прокат вышел один из лучших, по мнению многих критиков, фильмов уходящего года, номинант на «Золотого венецианского льва» - классический шпионский детектив с забавным названием, но отнюдь не забавным сюжетом «Шпион, выйди вон!». Из Венеции картина уехала ни с чем, но получила более чем одобрительные отзывы. А на днях кинокритики Сан-Франциско, подводя традиционные итоги года, отдали ленте две награды: за лучший адаптированный сценарий и Гари Олдману за лучшую мужскую роль, тогда как большинство их коллег из других сообществ предпочли Брэда Питта.

Видео дня

В оригинале название фильма (и книги, по которой он снят) звучит следующим образом: Tinker Tailor Soldier Spy, что можно перевести как «Сапожник, портной, солдат, шпион». Это старая детская английская считалка, в которую играли в основном девочки, пытаясь найти ответ на, к примеру, вопрос «кто станет моим мужем?». И считали: tinker, tailor, soldier, sailor, rich-man, poor-man, beggar-man, thief, то есть сапожник, портной, солдат, моряк, богач, бедняк, нищий, вор. Русский аналог считалки: на золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной – кто ты будешь такой? Таким образом, исходя из оригинального названия романа и фильма, в которое было добавлено слово «шпион», русские прокатчики озаглавили ленту «Шпион, выйди вон!» (а украинские соответственно перевели менее благозвучно «Шпигун, вийди геть!»).

В сюжете речь идет о британской разведке МИ-6 в самый разгар холодной войны. 1973 год. США и Советский Союз практически на грани Третьей мировой. Великобритания, союзник Америки, становится пешкой в игре крупных держав: через нее советская разведка пытается добраться до планов главного врага. Тем не менее, в МИ-6 (кодовое название Цирк) считают, что именно они не дают разразиться Третьей мировой войне. После провальной миссии в Венгрии, в ходе которой погибает агент, глава Цирка (кодовое имя Контроль, или Хозяин в украинском переводе) созывает совет, верхушку разведки, чтобы объявить о своей отставке, и забирает с собой на пенсию «правую руку» - агента Джорджа Смайли. Через несколько дней Контроль умирает от инфаркта, а Смайли вызывает замминистра, чтобы поручить ему сверхсекретное дело, начатое Контролем: найти «крота», который завелся в самом сердце Цирка. Так Смайли начинает шпионить за шпионом…

Первым делом Джордж Смайли наведывается в квартиру Контроля, где обнаруживает пять шахматных фигур с приклеенными фотографиями пяти «шишек» Цирка: амбициозного, напыщенного недомерка Перси Аллелайна, флегматичного, самовлюбленного красавца Билла Хейдона, серьезного здоровяка Роя Бланда, трусливого невротика Тоби Эстерхейза и... себя самого… Четверо из них выйдут из игры сапожником, портным, солдатом и бедняком, один – шпионом…

«Шпион, выйди вон!» - это полнометражная экранизация знаменитого романа бывшего сотрудника британской разведки Джона Ле Карре, опубликованного в 1974 году. Ле Карре написал не то чтобы мемуары, но в образ главного героя, агента МИ-6 Джорджа Смайли, определенно вложил большую часть себя. Позже Гари Олдман в одном из интервью сказал, что, работая над своим персонажем, впитал в него все качества его создателя: то, как он говорит, как прикасается к предметам… «Надеюсь, он не против, ведь Смайли засел у него в ДНК…», - добавил актер.

В 1979 году канал BBC выпустил одноименный мини-сериал по роману Ле Карре, который многие вспомнят по концептуальной заставке из матрешек, медленно выплывающих друг из друга, последняя из которых оказывается без лица. Фильм разбили на семь серий. Роль Джорджа Смайли сыграл оскароносный Алек Гиннесс.

Режиссером полнометражной версии книги выступил швед Томас Альфредсон. Заявив о себе на весь авторский киномир мрачной историей любви девочки-вампира и мальчика-изгоя «Впусти меня», Альфредсон задумал англоязычный дебют. И пока Голливуд пыхтел над идентичным римейком его титулованной вампирской драмы, Альфредсон обратился к продюсерам проекта по книге Ле Карре. Производством фильма, бюджет которого составил 20 миллионов фунтов (30 миллионов долларов), занялись Германия, Франция и Великобритания.

Томас Альфредсон собрал в картине поистине ошеломительный актерский состав, цвет старого и нового британского кинематографа: Гари Олдмана, Колина Ферта, Джона Херта, Марка Стронга, Тома Харди, Тоби Джонса, Бенедикта Камбербэтча. В небольших ролях засветились звезды российского экрана Светлана Ходченкова и Константин Хабенский. «Ветеран» Голливуда Джон Херт, человек-слон из душераздирающей истории Дэвида Линча, изначально должен был исполнить роль Смайли, но в итоге сыграл Контроля. На образ Рикки Тарра, шпиона МИ-6, влюбившегося в русскую перебежчицу Ирину, претендовал один из самых многообещающих актеров современности Майкл Фассбендер, но роль досталась Тому Харди, потому что актер напомнил продюсеру проекта молодого Роберта Рэдфорда. Вполне возможно, что за эту игру Харди, полюбившийся и критикам, и зрителям еще в «Начале» Кристофера Нолана, получит свою первую оскаровскую номинацию – за роль второго плана.

В фильме хороши все. Актеры работают слаженно и спокойно, не перетягивая одеяло. Отлично показал себя Камбербэтч, известный широкому зрителю по сериалу «Шерлок». Даже Хабенский (советский двойной агент Поляков) и Ходченкова (Ирина) весьма органично вписались в своих персонажей (хотя обычно русские актеры в западном кинематографе смотрятся бестолково). Но, безусловно, «вишней на торте» этого отнюдь «несладкого» шпионского триллера стал Гари Олдман, один из тех актеров, отсутствие «Оскара» в трофеях которых вызывает искреннее изумление. Может быть, этот год это исправит.

Томас Альфредсон о своем выборе главного героя сказал: «У Олдмана великое лицо и скромная энергия и интеллигентность, так необходимые этому персонажу…». Действительно, именно величие и актерскую скромность мы наблюдаем на экране. Олдман играет тихо и… незаметно, будто его героя и вовсе нет в кадре, прячась за бликами стекол больших винтажных очков (кстати, очки для Джорджа Смайли, которые играют в фильме немаловажную роль, актер покупал сам, перемерив сотню разных оправ, прежде чем найти подходящую). Но в то же время он – центр всего происходящего, незримо давящий на зрителя своей тенью и своим знанием великой разгадки.

Кстати, сам Джон Ле Карре, который остался крайне доволен постановкой Альфредсона, отметил, что Олдман справился с ролью Смайли еще лучше, чем Алек Гиннесс в сериале: «Он прошел через мою личную призму…».

Экранизация Томаса Альфредсона – монотонна, размеренна и статична, в ней напрочь отсутствует какой-либо экшн (в сериале местами все-таки проскальзывала динамика). От экрана веет серостью, обыденным страхом и паранойей холодной войны. Эта история – своего рода антипод глянцевых приключений Джеймса Бонда, противоположный, антисупергеройский взгляд на агентов британской разведки.

Идеальную, непоказную стилизацию образов и обстановки «холодных» 70-х мастерски подчеркивает камера Хойте Ван Хойтема, оператора, работавшего с Альфредсоном над «Впусти меня». «Он для меня как муза. Когда он рядом, у меня сразу появляются идеи…», - шутливо говорит о своем несменном партнере режиссер. Операторская работа играет в фильме, пожалуй, одну из главных ролей (если не главную).

Но несмотря на сложность, запутанность и испытывающую монотонность повествования, логическая цепь происходящего не прерывается ни на секунду и к финалу выстраивается в плавное, изящное, лишенное изъянов «украшение». И внимательный зритель получает все ответы на свои вопросы.

Давая советы создателям картины на счет экранизации своей книги, Ле Карре отметил, что сегодня переводить роман на киноязык нужно несколько иначе: «Фильм должен быть без всяких сантиментов. Мрачнее, сексуальнее, жестче…». Так у Альфредсона появляется кадр с младенцем в руках бездыханной матери, убитой случайной пулей, секундные картины пыток и предельно быстрые, застающие врасплох сцены убийств, лишенные слезоточивого подготовительного саспенса. Что же касается секса, режиссер делает акцент не на мужской дружбе, а на… мужской любви…

«Шпион, выйди вон!» - это история об идеалах и идеалистах, одни из которых эти идеалы предают, другие теряют из-за них все, что любили, а третьи и предают, и теряют одновременно. Концовка фильма для зрителя прямолинейного и невзыскательного покажется прозрачной и очевидной, и вполне удовлетворит его. Зритель же требовательный подумает, что не может быть все так просто после стольких сложностей. Так что последнему прокатчики оставили подсказку прямо на постере: «Враг внутри»…

Смотрите все! Цените лучшее!

Раз, два, три, четыре, пять… Я иду искать
Раз, два, три, четыре, пять… Я иду искать
Раз, два, три, четыре, пять… Я иду искать
Раз, два, три, четыре, пять… Я иду искать
Раз, два, три, четыре, пять… Я иду искать
Раз, два, три, четыре, пять… Я иду искать
Раз, два, три, четыре, пять… Я иду искать
Раз, два, три, четыре, пять… Я иду искать
Раз, два, три, четыре, пять… Я иду искать
Раз, два, три, четыре, пять… Я иду искать
Раз, два, три, четыре, пять… Я иду искать
Раз, два, три, четыре, пять… Я иду искать
Раз, два, три, четыре, пять… Я иду искать
Раз, два, три, четыре, пять… Я иду искать
Раз, два, три, четыре, пять… Я иду искать