Художественное кино

Художественное кино

В рамках фестиваля "Новое британское кино" показали байопик Майка Ли "Уильям Тернер", посвященный жизни знаменитого английского живописца. В Каннах картина удостоилась исключительно восторженных отзывов, а исполнитель главной роли Тимоти Сполл получил статуэтку как лучший актер. Работа Майка Ли – действительно роскошное полотно, под стать теплым и завораживающим акварельным мазкам самого Тернера, пронизанным мягким солнечным светом…

"Думаю, пройдет еще немного времени – и художники будут путешествовать в поисках красивых пейзажей не с огромными мольбертами, а с маленькими камерами", - говорит Уильям Тернер в одной из последних сцен фильма, впервые позируя перед пугающим и неизведанным фотоаппаратом. На дворе 1851 год.

Так и Майк Ли, подобно своему герою, странствует в поисках прекрасного с большим и неудобным мольбертом и точно так же хмыкает носом при виде миниатюрных цифровых видеокамер, с которыми каждый второй мнит себя режиссером.

Фильм, идущий два с половиной часа, рассказывает о последних двадцати годах жизни художника. Размеренное, но нисколько не скучное повествование начинается со сцены возвращения Тернера в Лондон из очередного путешествия по Европе (Тернер обожал Италию и особенно Венецию, в которой побывал трижды и которой вдохновлялся снова и снова). Уильям возвращается в родной дом, где его ждут старый отец, несколько котов и преданная молчаливая служанка, не одаренная утонченным вкусом, познаниями в живописи, умом и красотой, а лишь прогрессирующей экземой…

"Романтический пейзажист" - пишут энциклопедии, обозначая жанровую и стилистическую манеру Уильяма Тернера. И представляешь лирический образ зрелого привлекательного мужчины с умеренно длинными вьющимися локонами и тонкими длинными пальцами, такого, как Вермеер в исполнении Колина Ферта в фильме "Девушка с жемчужной сережкой". Но вместо этого видишь прихрамывающего, обрюзгшего Тимоти Сполла.

В одной из начальных сцен отец Уильяма, готовясь к приезду сына, идет на рынок выбирать свиные головы для праздничного обеда. Затем (будучи цирюльником по профессии) он аккуратно соскабливает лезвием остатки редкого волосяного покрова с увесистого свиного рыла. А после с той же искусностью скоблит щетину любимого чада. Собственно, на этой аналогии и контрасте грубого, малоприятного Тернера с его нежными, возвышенными полотнами и строится история, которая в итоге заставляет зрителя проникнуться к герою самыми теплыми чувствами.

Тимоти Сполл (который, если помните, сыграл в "Гарри Поттере" крысу Рона Уизли Коросту), мягко говоря, не обладающий картинными внешними данными, предстает у Майка Ли еще более несимпатичным. У него неопрятные длинные заскорузлые (даже слово само неприятное) ногти, полусгнившие зубы, вечно угрюмый-угрюмый, суровый-суровый вид, лохматые нависшие брови. Быстрыми короткими рывками, как мелкий грызун, он трахает служанку, покрытую красной расчесанной сыпью. Сопит и хрипит, как престарелый хряк. Плюет на холст, чтобы разбавить плотность красок, вместо того чтобы окунуть кисть в стакане воды.

Но из-под этих ногтей и плевков выходят шедевры.

Ни Майк Ли, ни Тимоти Сполл не принуждают зрителя полюбить героя, но едва ли у последнего есть альтернатива. Несмотря на все свои внешние изъяны, неотесанные манеры, казалось бы совсем не джентльменские поступки и наплевательство (но в то же время Тернеру не чуждо благородство), этот некрасивый создатель прекрасного трогает до глубины души. Сполл бесподобен и в комичных, и в драматичных сценах, а операторская работа и декорации оживляют, приводят в движение застывшие холсты.

Каннская награда стала первой премией в карьере 57-летнего актера. Хотя много лет назад Сполл не менее убедительно воплотил образ знаменитого британского палача Альберта Пьеррпойнта в байопике "Последний палач". Всю свою жизнь Пьеррпойнт отправлял людей на виселицу, и все, о чем он мечтал, - достичь совершенства в профессии; не потому, что был жесток и бессердечен, а потому, что это была его работа и он должен был делать ее хорошо. Так же и Тернер стремится к совершенству, ловит миг, таящее кольцо курящего паровоза, ловит ртом снег и шторм, чтобы не быть маринистом, никогда не познавшим море в ненастье. С помощью маленького красного пятнышка оживляет чужую безжизненную картину, и все, чего хочет, - чтобы его труд висел в месте, куда придут люди…

Смотрите все! Цените лучшее!

Художественное кино
Художественное кино
Художественное кино
Художественное кино
Художественное кино
Художественное кино
Художественное кино