Черная дыра души и космоса
В прокат вышел самый ожидаемый фильм этого года – "Интерстеллар" Кристофера Нолана. Трехчасовое научно-фантастическое полотно о космосе, умирающей Земле, человечестве и любви, выходящее за рамки сегодняшнего кинематографа…
Нолан – один из немногих режиссеров, которому удается до последнего держать в секрете сюжет и при этом делать свои проекты самыми ожидаемыми и интригующими. Назвать картину непонятным труднопроизносимым словом (в переводе с английского Interstellar – межзвездный); проанонсировать ее как экранизацию научной гипотезы физика-астронома Кипа Торна; выдать абстрактный синопсис "ни о чем" и даже трейлер смонтировать так, чтобы мало что было понятно, и при этом вывести грядущую ленту в ТОП зрительских ожиданий на первое место – сможет не каждый.
Изначально "Интерстеллар" был проектом Стивена Спилберга, и все дружно сравнивали его с "Близкими контактами третьей степени" (именно Спилберг нанял брата Нолана писать сценарий). Когда же создатель "Инопланетянина" ушел заниматься другими делами, вполне логично, что в режиссерское кресло уселся Кристофер (и именно ему мы должны кланяться за Мэттью МакКонахи, Спилберг хотел видеть в главной роли Уилла Смита).
Смотрите: "Интерстеллар": премьера в Голливуде
"Интерстеллар" - чистая смесь нолановского "Начала" и "Космической одиссеи" Кубрика. Нолан словно отодвигает кинематографическое время назад с его этапами и эпохами и отправляется в 1968 год, берет в руки камеру Кубрика и снимает свою "одиссею" (тогда как сам Кубрик из своего 1968-го путешествовал мыслями в 2001-й, а "кубриковская" камера Нолана – это на самом деле современные сверхтехнологичные камеры IMAX). Подобно своим героям, разменивающим время как материальную единицу, Нолан стирает кинематографическую временную грань, тем самым, вполне вероятно, открывая следующую эру, зачиная новое возвращением в доброе старое.
В "Интерстелларе" так много Кубрика, что местами теряешься: копия это или поклон. Кубриковская чернота и немота зияют на экране как… дежавю. Но вскоре начинаешь узнавать фирменные нолановские "знаки" ("Знаки" Шьямалана с их гигантскими полями кукурузы тоже уместно вспомнить). Уровни течения времени в космосе – это те же уровни течения времени в сновидениях (конечно же, вы помните, как в "Начале" на одной ступени сна успевает произойти динамичная погоня, тогда как на другой все еще замедленно летит в пропасть машина); черная дыра – тот же лимб; складывание пополам космоса – то же складывание пополам города; часы – тот же фетиш, тот же волчок.
Несколько дней назад в сети появились фотожабы с изображением Нолана в образе Иисуса, наставляющего на "путь истинный" Скорсезе, Спилберга, Копполу, Финчера, Кэмерона, Тарантино и Кубрика. Да, Нолан удовлетворил свои амбиции и вообразил себя Богом кино, взялся за "глобальнее некуда" и поднял вопросы, на которые человечество столетиями ищет, но не находит ответов. То же самое сделал Ридли Скотт в "Прометее", однако Нолан в отличие от последнего задал вопросы и дал ответы (логичные или абсурдные – каждый решит сам), а не пообещал все объяснить в "Интерстелларе 2" (которого, конечно, не будет). Это с одной стороны. С другой же – каждый имеет право вообразить себя Богом.
Смотрите: "Интерстеллар": роскошные женщины и клетчатый МакКонахи один на всех
Созерцательные кадры космоса в "Интерстелларе" настолько бесподобны и правдоподобны, что ими можно легко заменить поход в планетарий. Нолан впервые сменил своего постоянного оператора на шведа Хойте Ван Хойтема (Уолли Пфистер был слишком занят крайне неудачным режиссерским дебютом "Превосходство"). А планета, состоящая из одной воды и "волнующаяся" титаническими цунами, и планета, сплошняком укрытая льдом, не просто захватывают дух, а магнетически манят. И их умиротворенность и самодостаточность кажутся еще более упоительными на фоне густых удушающих песчаных бурь, от которых медленно задыхается обреченная Земля.
МакКонахи снова хочется отдать все "Оскары" мира (Лео, прости). Причем под словом "снова" имеется в виду не только "Далласский клуб покупателей", но и "Мад", и "Настоящий детектив". В голове продолжает не укладываться: как можно было столько лет маскировать такую драматическую мощь манекенной улыбкой и пережаренным трицепсом??.. А неожиданное появление Мэтта Дэймона (актер ни разу не упоминался в официальном кастинге) – как тонкая прелюдия к "Марсианину".
Конечно, можно придраться к сюжету. Например, к сцене, в которой фермер-МакКонахи случайно обнаруживает секретную базу НАСА, непрошено на нее вламывается и сходу получает предложение стать главным пилотом космического корабля со сверхважной миссией спасения человечества. И можно сколько угодно потешаться над монологом Энн Хэтэуэй про любовь, мол, сентиментальная ахинея, Нолан нюни распустил… Но любовь – и правда то, что обладает невероятной силой и что мы не в состоянии объяснить…
Смотрите: "Интерстеллар": премьера в Нью-Йорке. Что надето на Энн Хэтэуэй?
"Интерстеллар" разделил критиков на тех, кто пришел в неземной восторг, и тех, кто скептически "попустил" звездную (во всех смыслах) болезнь Нолана. Вторые назвали картину бессмысленным нагромождением, громоздкой дылдой-пустышкой, чрезмерно витиеватой, чрезмерно пафосной, лишенной целостности и даже дико скучной… Ощущение, что они смотрели на экран какими-то "другими" глазами, то есть из двух пар глаз просто взяли не ту…
Если опустить углубление в теорию пятимерного пространства и уравнение с гравитационной сингулярностью, на котором зритель с гуманитарным образованием жестко подвиснет без шанса на перезагрузку, можно заверить, что "Интерстеллар" так же прост, как сложенный пополам лист бумаги. Рассказывая о конце света, о путешествии в другие галактики, о поиске новой пригодной для жизни планеты, о контакте с другими цивилизациями, он поднимает, прежде всего, вопрос морального выбора: выжить самому или спасти миллионы, остаться с родными или поставить наивысшую цель. И да, это было бы жутко пафосно, если бы не слабость героев…
"Интерстеллар" - не насыщенный стерильными красочными спецэффектами блокбастер и не фильм-метафора как "Гравитация", а именно научная фантастика с ударением на прилагательном. Поэтому цвета документально блеклые, текстура неидеальная шероховатая, заполненность экранного пространства скудная. Но он поглощает крохотного зрителя, как черная дыра, и открывает какие-то "другие" киногоризонты…
Смотрите все! Цените лучшее!