Жить в своей голове
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В рамках киевского фестиваля "Новое британское кино" показали трагикомедию "Фрэнк" из официальной программы "Сандэнса", с Майклом Фассбендером, который весь фильм носит на плечах голову из папье-маше; остроумную сатиру на непризнанных гениев и одновременно очень грустную историю об одном странном человеке…
Джон (Донал Глисон) – обычный ирландский рыжий парень, который стремится стать музыкантом без видимых на то талантов. Он усердно стучит по клавишам синтезатора, активно пишет в твиттер и старательно сочиняет топорные песни про девушку с красной сумочкой и тому подобное.
Однажды шагая вдоль набережной, он видит двух копов, пытающихся выманить из воды потенциального утопленника. Рядом стоит припаркованный потрепанный трейлер, именно из тех, в которых разъезжают не самые звездные местечковые рок-группы. На утопленника без особых эмоций поглядывает вышедший из трейлера тип.
- Играете сегодня? – интересуется Джон.
- Ага. Вот только клавишник наш топится.
- Ну… я бы мог… я могу на клавишах…
- Приходи.
Так Джон попадает в состав чудаковатой группы с еще более чудаковатым фронтменом по имени Фрэнк. У Фрэнка – большая картонная голова, которую он никогда не снимает, ни в душе, ни перед сном. Пьет через трубочку разжиженную еду и неизвестно как чистит зубы (и чистит ли вообще). Никто никогда не видел его лица и не знает, зачем он носит "это"… Зато для группы Фрэнк – бог.
В супе…
Имбирный сухарик…
Исключительно такие песни на ходу сочиняет Фрэнк сродни чукче, который что видит – то и поет. Во время импровизации он с головой (той самой, что из папье-маше) уходит в астрал и выдает новые и новые гастрономические шедевры. Все члены группы и особенно Клара/ Шиншилла (Мэгги Джилленхол) судорожно бьются в экстазе, готовые падать и падать перед шаманом на стертые коленки. Однако за оболочкой этого внешнего цирка и режущего барабанные перепонки шума скрывается Фрэнк, который действительно чувствует музыку…
Гений и безумие, как известно, - две стороны одной медали. Вот только найти баланс крайне сложно. Куда проще быть заурядным, обычным, нормальным, бесталанным. Не строить из себя эксцентрика-метафизика, у которого связь с космосом; не уходить в мыслительный процесс, от которого кипит башка; не выдавать непостижимые для смертных плоды творчества. Одним проще – тем, что не ковыряются в своих дарованиях (и их отсутствии); другим боль – тем, что, так и не наковыряв талант, лезут в петлю или реку. Есть ли золотая середина? Кто знает.
Голова Фрэнка – метафора со множеством смыслов:
1. Голова – это замкнутость, огражденность от внешнего мира. В ней нестрашно подать голос, стать заметным, стать центром внимания, говорить чушь, поступать нелепо. Она – защита от идентификации и опасности быть неинтересным. Это принцип страуса, который, пряча в песок одну только голову, думает, что спрятался весь. Или же принцип массовой оргии, в которой большинство из нас охотно бы поучаствовало, будь на лице маска.
2. Голова – это звезды-пустышки с большими амбициями и самомнением, ничего не представляющие по сути. Поэтому картонная голова Фрэнка огромных размеров (как и раздутый статус ничем не примечательных икон, идолов и кумиров), но полая внутри. Немыслимо много шума – а в середине воздух.
3. Голова – это человек без лица и истории, человек-музыка, человек-миф, который может быть кем угодно в реальной жизни, но ее у него нет (а если попытаться к ней приобщить – он захандрит и заболеет). Всем интересно, как же выглядит Фрэнк (выглядит как Майкл Фассбендер, конечно, но этого можно и не узнать), а он вообще никак не выглядит. У сценаристов и режиссера Леонарда Абрахамсона было два пути: показать лицо сумасшедшего, нацепившего голову из папье-маше, и оставить Фрэнка мистикой и магией. Что выбрали – не расскажем, ясное дело…
Смотрите все! Цените лучшее!