Рената Литвинова: "Это был смертельный эксперимент, но с ним покончено, как и с Маргаритами"
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В украинский прокат вышла картина Ренаты Литвиновой "Последняя сказка Риты" - фильм-платье, очень красивое, нарядное, немного винтажное и ветхое, как все мы.
В центре истории - три подруги: пациентка онкологического отделения Маргарита Готье, врач Надя и работница морга Таня Неубивко. Маргарита Готье (так, напомним, звали героиню романа Дюма-младшего "Дама с камелиями") умирает от рака легких. Надя и Таня решают не говорить ей о скорой кончине, а провести оставшееся время вместе. Но Таня Неубивко оказывается ангелом смерти, пришедшим, чтобы проводить Риту в последний путь.
Первый полнометражный игровой опыт Ренаты Литвиновой в качестве режиссера состоялся в 2004 году и назывался "Богиня: Как я полюбила". Причем по отношению к Ренате слово "богиня" не казалось самоуверенной нелепостью, а было более чем органично. Не за божественную красоту, а за какое-то неземное существование и восприятие действительности. Литвинова – несомненно, самая загадочная и странная женщина в российском кинематографе. И поэтому вызывает либо резкую неприязнь, либо безудержный восторг. "Богиня" была удивительным дебютом, непохожим ни на один фильм, снятый кем-либо когда-либо ранее: очень красивым, поэтичным, мистичным, сюрреалистичным, символичным, психически нестабильным и, что называется, от кутюр. Чуть ли не каждая реплика, произнесенная тем или иным персонажем, в узком кругу почитателей стала цитатой ("Любовь – это… ну не мясо…, но что-то кровавое", "Я хочу сказать "я люблю тебя", но мне некому это сказать", "Ну какое у нее может быть имя, если она – это все", или щемящий монолог Полосуева "Как жить без дверей?!").
Такой же стала и "Последняя сказка Риты", столь же красивой и образной, но, к сожалению, во многом вторичной.
Вороны, рыба, хорек и опарыши
Литвинова повторила себя не только в отдельных образах и символах (вороны, мертвая рыба, авоськи, разнаряженные старухи), но и в целых сценах (например, сон Фаины и сон Риты о проводах в загробный мир, очередь из этих самых разнаряженных старух, и слова мамы: "Не бойся, умирать нестрашно. Так надо. Так надо"). И все эти образы и символы уже не требуют мучительных расшифровок, они довольно прозрачны и очевидны.
Из милиции ("Богиня") режиссер переносит действие в больницу (возможно, следующий фильм Ренаты будет посвящен пожарным). Надо сказать, что Рената, выросшая в семье врачей, испытывает явную слабость к этой профессии. В "Богине", как помним, тоже имелась чета докторов, в квартире которых была обнаружена пропавшая девочка.
Итак, события вновь разворачиваются в стенах тотальной убогости, затхлости и обшарпанности. Это Москва. Одна из поликлиник (несуществующих, так как декорации полностью возводились в павильоне). На одной из дверей большими буквами мелом нацарапано МОРГ. В эту дверь периодически заходит (и выходит) Таня Неубивко (Рената Литвинова) – девушка в больничном халате с большим шрамом на шее после перерезанного горла. Там, наверху (или внизу) она – ангел смерти, в черном вечернем платье и нарядном кокошнике, с хорьком под мышкой. Ангел собирает на земле красивые души, души, которые способны любить и любимы, и сопровождает их в последний путь. Одна из таких душ – умирающая от рака Маргарита Готье (Ольга Кузина), любимая женщина Коли, его богиня.
"Я бы хотела, чтобы смерть была похожа на тебя, в желтом платье и с бокалом шампанского", - говорит Рита Тане.
Третья подруга – врач Надя (Татьяна Друбич), спившаяся и опустившаяся некогда очень красивая женщина, давно утратившая способность любить и быть любимой. "Моя героиня – тотальная потеря", - как говорит сама актриса.
"Если разделить жизнь женщины на периоды, которые играет каждая из трех актрис, это могла быть одна женщина за целую жизнь в состоянии любви, в состоянии поиска любви и в состоянии потери", - говорит Литвинова о трех героинях своей "Сказки".
Рената много иронизирует в кадре, отчего общий настрой безнадежной грусти и упадничества сглаживается и разбавляется смехом (хотя этот смех тоже довольно печален, но такова уж правда о наших женщинах и наших реалиях). Например, сцены, где Таня Неубивко общается с мужчинами, за что после отчитывается и оправдывается "наверху": "Мое тело изрядно потрепалось и поизносилось. Ведь мне нужно было не выделяться из мира людей, жить, как они. Выпивать. Много. И никогда не отказываться от свиданий с мужчинами, они в большой цене".
Кидает Литвинова камень и в сторону власти. Ее ангел смерти блуждает по улицам Москвы с радиоприемником, передающим адреса порталов – переходов из мира людей в мир высших сил. Называются улицы и номера домов, и каждый раз в конце фразы звучит слово "разрушен". "Ну что же эта за власть такая, которая рушит все красивые здания?!".
Рената снова обращается к образу матери, которая снится главной героине, Маргарите (в "Богине", напомним, маму Фаины играла Светлана Светличная). Здесь она приходит к Готье в лице главврача, красивой, холодной, почти ледяной женщины. Она катает Маргариту на санках, только вместо санок гроб. "Пожалуйста, можно не сегодня, можно завтра?..".
Музыка Земфиры (конечно же); одна из врачей, сильно напоминающая Жанну Агузарову (женщина, докладывающая на пятиминутке о количестве поступивших больных и умерших за день); дикий танец Тани Неубивко; доктор, зашивающий окурок в теле пациента; мертвая рыба вместо урны для праха; то живой, то выпотрошенный на чучело хорек; опарыши; нарциссы; бабочки; бант на голове Маргариты из сотни дымящихся окурков; кафе "Запределье"; ритуальное агентство "в ВЕЧНОСТЬ"; снег… - все это "Последняя сказка Риты". Грустная сказка Андерсена, если бы Андерсен жил сегодня.
И конечно же, аллюзии к любимой Кире Муратовой: смерть с косой из "Настройщика", нарядный головной убор в духе Снежной королевы из "Мелодии для шарманки".
Словом, кино в жанре Рената Литвинова – завораживающее, уникальное и неповторимое.
Рената Литвинова: "Опарыши были дрессированные"
В Киев "Последнюю сказку Риты" Рената Литвинова привезла лично. Что приятно удивило, так как на Одесский кинофестиваль, где фильм принимал участие в основной конкурсной программе, режиссер не приехала. В украинской столице Рената дала несколько интервью телевизионщикам, пообщалась с прессой на пресс-конференции и даже вышла к зрителям перед премьерой, улыбаясь и раздавая автографы. Дива была, как всегда, в черном, в головном уборе и с колье в форме змеи (также одного из символов смерти). Правда, "пообщалась с прессой" громко сказано. Пресс-конференция заняла менее тридцати минут, и то удивительно, что Литвинова смогла так долго выдержать. Украинские журналисты, что называется, "жгли".
- Вашу героиню в фильме зовут Таня Неубивко. Это украинская фамилия. Считаете, смерть родом из Украины?
- Нет. Считаю, это международное имя.
- Ваша мама – хирург. Обращались к ней за консультацией перед съемками? И за что так больницы не любите?
- Нет, к маме не обращалась. Я сама специалист. Вот могу вам укол сделать (улыбается). А больницы я обожаю! Как-то попала в больницу в Одессе. Так это был такой счастливый момент! Правда, к сожалению, у меня ничего не нашли и быстро выписали.
- Маргарита Готье представляет смерть, похожую на Вас, нарядную, в желтом платье и с бокалом шампанского. А какую бы смерть хотели Вы сами?
- Я бы с удовольствием встретилась сама с собой.
- В фильме так много разных костюмов…
- А Вы хотели, чтобы они все были одинаковые?
- … Нет…, я хочу спросить, приносили ли Вы какие-нибудь костюмы из собственного гардероба?
- Ох, такие вопросы наивные… Приносила. Много приносила. Что-то шили специально, дизайнеры.
- Почему у Тани Неубивко шрам на шее? Откуда он?
- Ну, она ведь рассказывает, что тело ее сильно пострадало от встреч с мужчинами, потому что от свиданий отказываться нельзя (смеется). И вот однажды в кафе к ней подошел незнакомый мужчина, извинился и перерезал ей горло…
- Почему снимаете такие тяжелые, грустные фильмы? Не хочется сделать что-то полегче?
- Это не тяжелый фильм, это очень веселый фильм. Вы его вообще смотрели?
- Да…
- А скажите тогда, где лежала героиня Друбич? (тест-проверка)
- Эээ… (тест не пройден)
- В "Богине" Ваша героиня тоже была в желтом платье. Почему именно желтый цвет?
- Хм, действительно. Но это случайно получилось. Я не повторяла цвет сознательно. Хотя вообще я люблю желтый.
- Персонажи "Последней сказки" очень много курят. А какие у Вас самой вредные привычки?
- Интервью давать.
- А по типу курения?
- "А по типу курения" - я не курю. Очень мало, если только нужно для роли. Сигарета в моем фильме – не пропаганда, а символ саморазрушения.
- Какие мастера или произведения вдохновили Вас на "Последнюю сказку Риты"?
- Прежде всего, "Орфей" Жана Кокто (фильм 1950 года с Жаном Маре в главной роли – Авт.). А что касается всех этих неистовых красок "вырви глаз" - это, конечно же, Кира Муратова и, пожалуй, Педро Альмодовар.
- В "Богине" Вам нелегко было справляться с мухами, воронами… В "Последней сказке Риты" появляются опарыши…
- (Перебивает) А Вы обычно легко справляетесь с мухами и воронами? Опарыши были дрессированные.
- (Видимо, не уловив иронии) А хорька дрессировали?
- Да, конечно, как только было свободное время, только этим и занималась.
- Вы выступили на проекте абсолютным автором: режиссером, сценаристом, продюсером, исполнительницей одной из главных ролей и даже художником по костюмам. Сняли независимую картину полностью на свои деньги. Расскажите об этом опыте.
- Опыт ужасный. Я не могла заплатить хорошему оператору, не могла заплатить актерам. С Земфирой мы заключили символический контракт на один рубль. И мне искренне жаль, потому что очень бы хотелось заплатить людям столько, сколько они заслуживают. Но с другой стороны, должна признать, что материальные ограничения помогают в творческом процессе, они сдерживают и направляют.
- Почему с Вами не приехала Земфира?
- Потому что человек работает, пишет новый альбом. Это я слоняюсь без дела.
- Что бы Вы посоветовали человеку, который хочет сказать "я люблю тебя", но ему некому это сказать?
- Страдать.
- Сами много настрадались на съемках?
- Да. Но есть результат.
- Номера разрушенных домов, которые называет радиоприемник, это реальные московские адреса?
- Да, все адреса реальные. Я очень люблю Москву, я ведь в ней родилась. Но когда мэром был Лужков, сплошь и рядом сносили старинные красивые дома, памятники архитектуры. Настоящий вандализм, варварство.
- А Лужков как-то сказал, что помогал Вам при съемках "Последней сказки"…
- Вы смеетесь?! Лужков вообще вряд ли кому-нибудь когда-нибудь помогал, он только рушил. К тому же мы даже не знакомы.
- Скажите, будет ли продолжение?
- Продолжение чего?
- Ну истории Маргариты? Ведь инсинуации… красной нитью… прослеживаются…
- "Инсинуации красной нитью прослеживаются" - Вы вообще думаете, что говорите?! История Риты закончилась. Она умерла, если Вы не заметили. "Инсинуации красной нитью" закончились.
- Вы говорили, что Вам очень нравится имя Маргарита. Как вообще выбирали имена персонажей?
- Открыла словарь Даля.
- После такого тяжелого опыта будете еще снимать кино на собственные деньги?
- Нет. Это был смертельный эксперимент. Но с ним покончено. Как и с Маргаритами.
После пресс-конференции Ренате быстро принесли чай, видимо, успокоительный…