УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Зеленского втянули в тему газа: кому это выгодно и как выйти из замкнутого круга

Владимир Зеленский отчитался перед украинцами о решении проблемы высоких цен на газ

В своем пятничном видеообращении Владимир Зеленский отчитался перед украинцами о решении проблемы высоких цен на газ, заявив, что Кабинет министров Украины ограничил цену на уровне 6,99 грн. за 1 куб. м газа для бытовых потребителей. "Меньше цена может быть, больше – нет", – заявил Зеленский.

10 января президент на энергетическом совещании поручил Кабинету министров разработать механизм внедрения справедливых тарифов на газ для населения. Позже Денис Шмыгаль, и.о. министра энергетики Юрий Витренко и глава "Нафтогаза" Андрей Коболев держали ответ перед парламентской фракцией "Слуги народа", где предлагали депутатскому корпусу различные варианты решения президентской задачи. В итоге правительственное решение свелось к установлению так называемой "справедливой цены" на уровне 6,99 грн. за 1 куб. м газа, которая будет действовать до 31 марта. Дальше, по задумке Кабмина, Украина вернется к свободному рынку, а правительство предложит всем газопоставляющим компаниям разработать годовые продукты для своих клиентов. Об этом сегодня президент также сказал.

Игра на повышение

Интересно, что впервые тему высоких тарифов на газ Зеленский поднял еще 31 декабря во время рабочей поездки в Ивано-Франковскую область. Тогда президент неожиданно заявил, что решением проблемы растущих тарифов для населения, в частности – тарифов на газ, могут стать государственные компании. В первую очередь – газопоставляющая компания "Нафтогаз України".

"Нафтогаз України" только за последние полгода несколько раз значительно повысил цену на голубое топливо для населения. Так, в августе 2020 года "Нафтогаз" поднял тариф на 9%. "Августовская цена на природный газ для бытовых клиентов госкомпании "Нафтогаз України" составляет 3,24 грн/куб.м с НДС и без учета стоимости распределения (доставки) в рамках тарифа "месячный", – сообщал сайт компании. Дальше новости о повышении цены на голубое топливо от "Нафтогаза" посыпались как сводки с боевых полей. В сентябре газопоставляющая компания "Нафтогаз" подняла цену на природный газ для населения аж на 45% (по сравнению с августом) – до 4,7 грн за 1 куб. м.

В предвыборном октябре "Нафтогаз" цену придержал, однако сразу после выборов было объявлено, что госкомпания повышает тариф еще на 34,7%. Под конец 2020 года ГПК "Нафтогаз України" сообщил, что с нового года клиенты компании будут платить за газ еще на 14% дороже, доведя цену до 7,22 грн. за 1 куб. м (без учета доставки!).

Глава группы "Нафтогаз" Андрей Коболев постоянно призывает украинцев становиться клиентами его компании, при этом только за период с августа 2020 года по январь 2021 ГПК "Нафтогаз" повысил для своих клиентов цену на газ почти в три раза. Как-то это не вяжется с рассказами о преимуществах обслуживания у государственной компании. Более того, "Нафтогаз" также повышает тарифы и для производителей тепловой энергии, что потом отражается в астрономических суммах в платежках за отопление. И несмотря на то, что в Украине уже вторую зиму подряд стоит аномально теплая погода, суммы за отопление не только не уменьшаются, но и стабильно растут.

С августа 2020 года по январь 2021 ГПК "Нафтогаз" повысил для своих клиентов цену на газ почти в три раза

В октябре "Нафтогаз України" установил оптовую цену на газ для производителей тепловой энергии на уровне 5,37 грн за куб. м, что оказалось на 24,8% выше цены голубого топлива в сентябре. А в декабре цены на газ для производителей тепла увеличились еще на 13,5%.

Как при такой ценовой политике государственного "Нафтогаза" украинцы могут рассчитывать на "справедливые цифры" в платежках, о которых говорит президент, не вполне понятно. Отдельный вопрос – настолько ли велика разница между ценами "Нафтогаза" и ценами других газопоставляющих компаний, чтобы считать предложения госкомпании реальным решением проблемы высоких тарифов? Достаточно взять карандаш, калькулятор, оценить свои объемы потребления, и понять, что в реальности цены остаются высокими у всех. А значит – с правительственным решением в ручном режиме ограничить отпускную цену явно что-то не так. На днях "Нафтогаз України" заявил, что снизит февральскую цену на газ для населения лишь на 36 копеек – с 7,22 грн. за 1 куб. м. до 6,86 грн. Максимальная разница с другими поставщиками составит лишь 13 копеек за 1 куб.

Чтобы понять, где кроется реальная проблема, которая создает перекосы на рынке и несправедливые ценовые скачки, Кабинету министров достаточно было бы взглянуть лишь на одну цифру – "Нафтогаз України" контролирует около 75% всей добычи газа в Украине (и это не считая доли добычи "Укрнафтой", акционером которой также является "Нафтогаз").

Подавляющий объем голубого топлива, который добывается в Украине, добывается государственной компанией "Укргазвидобування" – фактически дочерней структурой группы "Нафтогаз". Это в среднем 15 млрд куб. м ежегодно, которых, по разным оценкам, вполне хватает для покрытия нужд населения. И это – самый дешевый газ из всех возможных. Именно этим газом монопольно распоряжается компания Андрея Коболева.

Подавляющий объем газа, который добывается в Украине, добывается государственной компанией "Укргазвидобування"

На вопрос, куда же деваются 15 млрд кубов дешевого украинского газа каждый год, и почему нельзя отдать его на нужды украинских домохозяйств по минимальной цене, в "Нафтогазе" традиционно кивают на взаимосвязь между стоимостью газа для украинцев и ценовыми тенденциями на европейских газовых хабах. Что первым делом заявляет "Нафтогаз", когда в очередной раз повышает цену для населения? Примерно следующее: "Повышение цены обусловлено ростом стоимости газа на европейских газовых хабах, что традиционно происходит накануне отопительного сезона".

Заложники хаба

Возникает вопрос: Почему рядового украинца должна волновать цена на газовых хабах в Европе, когда из украинских недр ежегодно добывается весь необходимый для покрытия нужд населения объем голубого топлива?

С 2017 года цены на газ для населения начали определять по принципу импортного паритета. То есть людям продавали голубое топливо фактически по цене на немецком хабе NCG плюс расходы на доставку в Украину. В январе 2020 года Кабмин внес коррективы в формулу, заменив хаб NCG в Германии на хаб TTF в Нидерландах. Грубо говоря, начиная с 2017 года украинцы платят за газ то по формуле "Дюссельдорф+", то по "Амстердам+".

Эти формулы появились не на пустом месте. Как минимум, это было одним из требований МВФ, и именно такой принцип определения цены на газ для населения закреплен в меморандумах МВФ с правительством Украины. При открытии рынка голубого топлива в Украине принцип "импортный паритет плюс" продолжал работать, и стал одной из главных причин роста цены на газ в холодное время года.

Почем наш газ?

Какова же реальная цена газа (себестоимость) украинской добычи, 75% которой контролируется "Нафтогазом" через компанию "Укргазвидобування"? И почему явная дешевизна этого ресурса не дает возможности сделать тарифы справедливыми, как того требует президент?

Споры вокруг себестоимости газа "Укргазвидобування" ведутся давно и достаточно активно. Официальной информации об этом найти практически невозможно, так как именно игра на этой цене позволяет менеджменту госкомпании зарабатывать колоссальные деньги. Возможно именно поэтому на любые вопросы о себестоимости газа внутренней добычи Андрей Коболев часто называет астрономические и явно завышенные цифры в 200-250$ за 1 тыс. куб. м. Однако же из различных публичных заявлений, экспертных оценок и инсайдерской информации можно сделать вывод, что себестоимость газа "Укргазвидобування" не превышает 100$ за 1 тыс. куб м (или примерно 2800 гривен).

То есть, одна из компаний группы "Нафтогаз" добывает газ по цене примерно 2800 гривен. Затем весь этот объем топлива забирает себе НАК "Нафтогаз Украины" по цене около 4900 гривен, а далее населению реализует его уже ГПК "Нафтогаз Украины" по цене более 7000 гривен за ту же тысячу кубов. В пересчете на более привычные для потребителя цифры – это 7,22 гривен за куб. м газа (согласно ценам ГПК "Нафтогаз Украины" на январь 2021 года). Или по 6,86 грн., как пообещал "Нафтогаз" с февраля.

Себестоимость газа "Укргазвидобування" не превышает 100$ за 1 тыс. куб. м (или примерно 2800 гривен)

Первые лица государства также, без сомнений, хорошо осведомлены и о том, какова сегодняшняя себестоимость добычи 1 тыс. куб. м газа у "Укргазвидобування" – государственной компании, которая, после проведенного анбандлинга (разделения) "Нафтогаза" давно должна была от него отделиться и самостоятельно работать в интересах украинских потребителей. Однако этого не происходит. НАК "Нафтогаз України" всеми силами пытается сохранить монополию и единолично распоряжаться газом внутренней добычи, получая его фактически по себестоимости, а населению продавая по формуле "импортного паритета". В этом месте и формируются колоссальные сверхприбыли. А кошельки украинцев худеют пропорционально росту премий и зарплат менеджеров "Нафтогаза".

Не удивительно, что "Нафтогаз" активно противодействует любым инициативам обеспечить равный доступ к украинскому газу других газсбытовых компаний. Речь идет не только о газсбытах из группы Дмитрия Фирташа, но и о любых других компаниях, желающих работать на новом розничном рынке. Это, в свою очередь, уничтожает конкуренцию и не позволяет ощутимо снизить тарифы на газ для бытовых потребителей.

В Верховной Раде Украины время от времени возникают предложения разрешить "Укргазвидобуванню" продавать дешевый украинский газ для нужд населения всем газопоставляющим компаниям, которые потом, с ограниченной наценкой на уровне не более 25-30%, продавали бы его своим клиентам. То есть – всем нам.

Что бы это дало? Это моментально насытило бы украинский рынок газа для нужд населения дешевым газом. Позволило бы газопоставляющим компаниям конкурировать друг с другом, еще больше понижая свою маржу. "Укргазвидобування" работала и развивалась бы как прибыльная самостоятельная государственная компания. Украинцы получили бы действительно доступные цены, а власть – заслуженные электоральные бонусы.

Но при таких правилах игры "Нафтогаз України" был бы вынужден конкурировать со всеми поставщиками на равных условиях и без монопольных преимуществ. Это явно не устраивает Андрея Коболева и лоббистов интересов "Нафтогаза". Возможно, именно поэтому голосов в Верховной Раде под соответствующие законопроекты никогда нет.

"Нафтогаз України" не может допустить конкуренции на рынке и потери своего монопольного положения

На нездоровую ситуацию с газом собственной добычи в Украине обратили внимание даже в Европейском энергетическом сообществе. Неделю назад глава Секретариата Европейского энергетического сообщества Янез Копач заявил, что если бы более дешевый украинский газ из "Укргазвидобування" оказался доступен на равных условиях разным участникам рынка, это бы положительно повлияло на ситуацию. "Возможно, для начала не все его количество, но, по крайней мере, допустим, четверть или треть его была бы доступной для всех", – сказал Копач.

Открытие рынка газа действительно задумывалось как эффективная мера, которая повысит конкуренцию, даст возможность выхода на рынок десяткам и даже сотням газопоставляющих компаний, спровоцирует борьбу за клиента и, как следствие, снижение цены.

В результате Украина идет по пути создания псевдорынка, где "Нафтогаз України", монопольно распоряжающийся газом внутренней добычи, пытается откусить часть клиентской базы у неповоротливых традиционных поставщиков – региональных газсбытов, и не допустить появления новых конкурентов. Но поскольку "Нафтогаз" – это тоже компания, нацеленная на получение прибыли, ситуация на псевдорынке характеризуется не снижением, а повышением цены.

Слишком дорогой монополист

Выходит, что "Нафтогаз" не просто монополизировал почти весь украинский газ, но еще и злоупотребляет эксклюзивным доступом к этому ресурсу, пытаясь выстроить систему по перепродаже этого топлива населению и другим компаниям фактически втридорога.

Немаловажный вопрос – куда же деваются все эти доходы, возникающие на пути от 2800 гривен за 1 тыс. куб. м к отпускной цене около 7000 гривен за ту же 1 тыс. куб. м, которую выставляет "Нафтогаз" населению? В 2020 году группа "Нафтогаз" отчиталась о колоссальных убытках размером 17 млрд гривен, в то время как государственный аудит выявил нарушений на 176 млрд.

Сам по себе "Нафтогаз" газ не добывает, не транспортирует, не хранит, и даже толком конкурировать на внутреннем рынке не сможет, если вдруг лишится монопольного доступа к дешевому газу от "Укргазвидобування". Если до разделения всех этих функций существование такого госмонополиста еще можно было чем-то оправдать, то сегодня понять, для чего нужна Украине компания, перепродающая дешевый украинский газ внутри Украины с колоссальной маржой, и при этом показывающая убытки, становится всё сложнее.