Шанс для "Мотор Сичи"

Шанс для 'Мотор Сичи'

Украинский бизнесмен "высшей лиги" Александр Ярославский известен своим интересом к промышленным активам со сложной судьбой. После Харьковского тракторного и Днепровского металлургического завода он решил вместе с китайскими инвесторами заняться запорожской "Мотор Сичью" – вчера об этом официально сообщили на сайте принадлежащей ему группы DCH.

OBOZREVATEL решил разобраться, что ждет это еле живое сегодня предприятие после прихода Ярославского

"Мотор Сич" в Украине и в мире

АО "Мотор Сич" по состоянию на сегодняшний день уже ни много ни мало – 113 лет, а авиационные двигатели оно выпускает 105 (!) лет – со времени первой мировой войны. Основная продукция – авиационные двигатели и газотурбинные установки. В бизнес-систему входит ряд производственных подразделений и сервисных организаций. В структуре "Мотор Сичи" налажены и разработка научно-технической продукции, и производство, и обслуживание. Кроме заводов в Украине, есть несколько СП за рубежом – в ОАЭ (Дубаи), Китае и Беларуси. Правда, в бывшей братской республике сложилось не очень, бацька слишком ревностно относится к попыткам делать бизнес на его территории без его участия.

В 2016 году в системе "Мотор Сичи" работало 26,5 тысяч человек, сейчас на 5 тысяч (34%) меньше. И финансовые показатели работы стабильно снижаются: объем реализации продукции за этот период уменьшился в 5,3 раза, а чистая прибыль из прибыли в 3,1 млрд. превратилась в убытки на 220 млн грн.

Шанс для "Мотор Сичи"
Шанс для "Мотор Сичи"

Почему? К этому вопросу вернемся чуть позже, когда составим представление о том, в чем уникальность этого предприятии.

Авиационная индустрия у обычного человека ассоциируется с аэропортом, авиаперевозчиком и самолетом. И никак не с патентами, сборочным конвейером и экономической картой мира, на которой мы видим единицы авиастроительных предприятий. Слишком сложно собирать самолеты, а авиационные двигатели и подавно. На разработку и изготовление новых моделей воздушных суден уходит 15-20 лет, а на двигатель – 20-25 лет. То есть, сначала двигатель, потом самолет! Причем на стоимость авиационного двигателя приходится 1/3 стоимости всей "железной птицы".

И уже в силу того, что авиационное моторостроение – капитало- и интеллектоемкая отрасль, силы содержать и развивать ее есть только у богатых стран. И Украине, увы, не хватает экономической мощи на такую дорогую игрушку. Пока был открыт российский рынок, "Мотор Сич" чувствовала себя пристойно. Потом начались проблемы, которые тогдашнее руководство в лице всем известного промышленника Вячеслава Богуслаева попробовало решить, пригласив китайских инвесторов.

Почему китайцы?

Начнем с того, что Китай – торговый партнер №1 для Украины по объему товарооборота. И авиация жизненно важна для КНР не только из соображений оборонно-наступательной мощи, как принято почему-то считать, а и для совершенно мирных пассажирско-грузовых целей. При этом – что важно уже для Украины и "Мотор Сичи" – двигатели китайских самолетов отстают от передового отраслевого уровня на 1-2 поколения, технологический разрыв достигает 20 лет.

В переводе на язык международной экономики и маркетинга это означает колоссальный рынок сбыта для украинских авиационных двигателей. Согласно исследованиям Boeing, в ближайшие два десятилетия общий спрос со стороны китайской гражданской авиации оценивается в 1,2 трлн дол., а спрос на услуги техобслуживания – в 1,5 трлн дол. Исходя из того, что треть этой суммы придется на авиадвигатели, объем рынка двигателей и сервиса для них составит 1 трлн дол. Из них минимум 400 млрд дол. придется на закупку новых дополнительных двигателей для китайского авиапарка. Согласитесь, есть за что побороться. И особенно, учитывая, что Украина – исторически крупнейший фактический поставщик этой продукции, в результате чего в КНР сейчас эксплуатируется 1200 двигателей нашего производства.

Глобальные конкуренты

Само собой, китайский рынок интересует не только Украину, а всех глобальных игроков отрасли. Тем более, что правительство КНР не только декларирует, но и проводит политику экономической открытости в авиаиндустрии. Государства-лидеры в авиастроении (США, Великобритания, Россия, Франция, Германия) уже построили свои заводы в Китае и отчаянно сражаются за долю рынка.

Завод "Мотор Сич", который сейчас работает в КНР – тот небольшой задел, который сделала Украина для освоения открывающихся возможностей. Здесь делают крупноузловую сборку и обслуживают двигатели китайских самолетов. Но на этом пока все. Почему? Потому что китайские инвесторы (компании Skyrizon и Xinwei) акции АО "Мотор Сич" купили. И даже 100 млн дол. вложили. Но при попытке изменить корпоративную структуру собственности, чтобы привлекательнее выглядеть на Шанхайской бирже и перед своим значимым кредитором China Development Bank, столкнулись с "прелестями" украинской государственности.

Загребущие "свинарчуки"

В сильно подвешенном состоянии "Мотор Сич" оказалась благодаря прошлой власти, которая очень любила зарабатывать на военно-промышленном комплексе. В декабре 2016 г. китайские инвесторы решили сконцентрировать 50% акций "Мотор Сич" на компании Skyrizon, и исходное инвестирующее юрлицо Xinwei объявило о приостановке торгов на бирже Шанхая для проведения M&A-трансакции со Skyrizon. Но, когда Skyrizon подала в 2017 г. заявление о концентрации тех самых 50% в Антимонопольный комитет Украины, по "странному" "совпадению" Служба безопасности Украины инициировала уголовное дело, рекомендовала заявление отозвать и вступить в переговоры с властью. Чисто по-свинарчуковски, под предлогом неких национальных интересов акции китайских инвесторов были арестованы решением суда.

После чего начались традиционные при прошлой власти качели, попахивающие коррупцией. В итоге за 25% акций "Мотор Сичи", которые должны были отойти госконцерну "Укроборонпром", в 2018 г. китайским инвесторам пообещали вольную – разрешение АМКУ и возможность спокойно работать.

В 2019 г. заявление снова зашло в АМКУ, но в итоге ситуация с места не сдвинулась. Под предлогом внешнеполитического фактора, естественно. Дескать, США против продажи авиапредприятия инвестору из Китая, своего глобального конкурента. А на самом деле прежде всего потому, что китайские инвесторы пытались решить проблему сугубо в правовом поле, не подпитывая элитную коррупцию тогдашнего правящего режима. В итоге передача акций "Укроборонпрому" так и не состоялась, договоренности концерна со Skyrizon были прекращены в связи с истечением срока их действия – из-за невыполнения государством своих обязательств.

Так что появление на "Мотор Сич" украинского инвестора в лице Александра Ярославского – нелинейная возможность выйти из тупика. То есть предприятию – из стратегического ступора, новой украинской власти – из капканов, расставленных предшественниками. Тем более, что уход со своего поста Терентьева, крепко связанного с прошлой властью, позволяет совершенно спокойно отказаться от токсичного наследия и принять решение в пользу законных инвесторов.

Свет в конце тоннеля или паровоз навстречу?

Конечно, сейчас "поросята" на зарплате (гибрид порохоботов и соросят) начнут на всех углах кричать о недопустимости сотрудничества с коммунистическим Китаем и о том, что под угрозой прозападный выбор Украины. Но если Зеленский и его команда реально планируют реформировать страну, достойно выглядеть на предстоящих местных выборах и идти на второй срок, слушать надо не их. А свои 73%, Юго-Восток и промышленные города.

Через 5-10 лет даже такие двигатели "Мотор Сичи", которые не имеют аналогов в мире (уникальный большой турбореактивный двухконтурный двигатель Д-18Т, мощный турбовальный двигатель Д-136 и самый классический турбовальный двигатель серии ТВ3-117) столкнутся с серьезными вызовами со стороны конкурентов. И если не воспользоваться открывающимися сейчас возможностями, уже в течение следующих 2-3 лет предприятие потеряет свои позиции на рынке КНР.

Что ждет "Мотор Сич" без китайских инвесторов и китайского рынка?

Моральное устаревание и невостребованность продукции, отсутствие средств на научные разработки, выброшенные на улицу почти 20 тысяч рабочих и инженерно-технических работников, их семьи без средств к существованию. Плюс смежники – ГП "КБ Прогресс им. Ивченко" и ГП "Антонов" с трудовыми коллективами общей численностью 10 тысяч сотрудников, которым тоже семьи кормить надо. Платить им пособия будут не "поросята", а Зе-Кабмин. А рейтинг падать будет не у Коммунистической партии Китая, а у "Слуг народа".

Что ждет государство Украина, если китайские инвесторы пострадают? Испорченные межгосударственные отношения, разрыв торгового партнерства и, вероятно, Стокгольмский арбитраж. Тем более, что у китайской стороны свежи в памяти проблемы по "зерновому" контракту с украинцами – украинская компания получила в китайском банке кредит на организацию выращивания зерновых в сумме 1,5 млрд дол. и выполняет с многочисленными нарушениями. А еще налицо невыполненные обязательства Украины на 3,6 млрд дол. по контракту с "Нефтегазом" и по контракту на 360 млн дол. по проекту "воздушный экспресс".

Не говоря уже о том, что наша страна окончательно потеряет свою авиационную индустрию. Ни США, ни ЕС, ни Япония, ни Индия (авиадержавы) не заинтересованы в развитии бизнеса потенциального глобального конкурента. Понятно, что и китайцы не альтруисты – но у них есть реальный интерес, огромный рынок и серьезные деньги. И за 3-5 лет форы многое хорошее можно сделать на "Мотор Сичи", особенно если там будет украинский инвестор, который гарантирует, что производственные мощности останутся в Украине и будут использоваться во благо Украины. Тем более, что все лицензии и патенты остаются за "КБ Ивченко", никакие технологии автоматически передаваться не будут – только с привлечением госкомиссии по экспортному контролю. Китайская сторона все это уже подтвердила на этапе переговоров с "Укроборонпромом". Равно как и готовность ничего не поставлять прямо или опосредованно в такие страны, как Россия, КНДР, Ирак.

Теперь вернемся к тому, с чего начинали – к заявлению DCH о сотрудничестве со Skyrizon по "Мотор Сичи". Зачем "Мотор Сичи" и государству Украина Александр Ярославский в качестве инвестора предприятия, должно быть примерно понятно.

А вот зачем эта головная боль успешному бизнесмену с устроенной жизнью – вопрос интересный. Да, расширяется инвестиционный портфель DCH, да, актив престижный, хоть и противоречивый. Но все же – зачем?

Рискну предположить, что это та самая очень хорошая "олдскульность", которая проявляется как "если не я, то кто же?..". По крайней мере, есть кому бить в колокол по "Мотор Сичи". Прецедент уже был, набат по ХТЗ услышали даже при прошлой власти, и загребущие ручки убрали от завода и АМКУ, и СБУ. А значит не может не услышать и Зеленский. И "Мотор Сичи" с украинским машиностроением быть и развиваться.