Почему нельзя откладывать реформу в энергетике
Заморозка старой системы работы энергорынка – пробный шар в плане Коломойского по установлению безраздельного контроля над экономикой Украины
С 1 июля, в Украине должен заработать полноценный рынок электроэнергии. Европейская модель работы энергосектора обеспечит полноценную конкуренцию среди поставщиков, от чего впоследствии выиграют все потребители. Но, чем ближе время "Ч", тем активнее становятся противники реформы. Они убеждают, что Украина, пока не готова к таким радикальным новациям и предлагают продлить госрегулирование тарифов. Замораживание реформы будет иметь куда более серьезные последствия, нежели простое сохранение статуса-кво на энергорынке – под удар будет поставлена экономическая стабильность.
Кому нужен свободный рынок
Закон "О рынке электрической энергии", принятый два года назад, несет, без преувеличения революционные изменения на энергорынке. Поскольку предполагает полную либерализацию поставок и производства электроэнергии. Уже через пару недель должен стартовать второй этап реформы, которая уберет посредника между потребителями и поставщиками, внедрит свободное ценообразование на ток.
Сейчас оптовый рынок электроэнергии работает по принципу единого котла. Все генерирующие компании продают произведенный ток ГП "Энергорынок" по установленной государством цене. Дальше его у Энергорынка покупают облэнерго и поставляют потребителям. Для населения цена дотационная, для промышленности – нет. Разница между рыночной и льготной ценой на электроэнергию закладывается в тарифы для промышленности.
С 1 июля на смену Энергорынку придет оптовый рынок. Для промышленных потребителей откроется возможность напрямую закупать электроэнергию у производителя. Государство будет отлучено от ценообразования – цена на ток начнет формироваться согласно спросу и предложению. По таким правилам работает европейский энергорынок. А потому эффективность новой модели не вызывает сомнений.
Понятно, что поначалу такой переход от зарегулированного к свободному рынку будет не совсем комфортным. Ведь внедрение стимулирующего тарифообразования выльется в незначительный рост тарифов. По прогнозам НКРЭКУ, оптовая рыночная стоимость электроэнергии в 2019 году для промышленности вырастет на 2%. Для населения цена на электроэнергию останется неизменной.
Но предприятия готовы мириться с временным ростом цены на ток. По этому поводу четко высказалась Европейская бизнес-ассоциация: реформа должна быть запущена без промедления. Ведь в будущем свободный выбор поставщиков, свободное ценообразование будут стимулировать конкуренцию. А конкуренция со стороны поставщиков за потребителя станет отличным стимулом к снижению цен и повышению качества, как электроэнергии, так и услуг по ее поставкам.
Ресурсы для этого найдутся. Свободный рынок существенно повысит привлекательность инвестиций в генерирующие компании и дистрибуцию. По подсчетам "Украинского института будущего", после проведения реформы отечественная энергетика сможет привлекать в 11 раз больше инвестиций, чем сейчас. Что означает столь мощный толчок в развитии отрасли, где задействовано 3% населения, и которая генерирует 8% ВВП и четверть всех уплаченных налогов?
Благодаря активному развитию энергосектора ВВП Украины получит дополнительный ежегодный прирост в размере 0,3% или около $5 млрд, а бюджет - "плюс" $0,8-1,5 млрд. Общий экономический подъем в стране повысит благосостояние населения, которое к 2030 году получит дополнительные доходы в сумме $18 млрд.
Кто против
Однако сейчас реформа отечественного энергосектора оказалась под угрозой срыва. Все чаще слышатся комментарии экспертов, которые говорят о якобы не готовности к началу второго этапа реформ. Однако подобные заявления вызывают большие сомнения и вот почему. Например, пару недель назад предстоящие изменения раскритиковал президент Агентства инвестиционного менеджмента Александр Притыка, в свое время возглавлявший газовый бизнес Дмитрия Фирташа (ООО "Региональная газовая компания"). По странному совпадению его позиция полностью совпадает с бизнес-интересами бывшего шефа.
Компания Фирташа "Толексис Трейдинг Лимитед" владеет 49% акциями "Запорожского титано-магниевого комбината" и осуществляет операционный контроль над предприятием. В себестоимости продукции ЗТМК, как и других электрометаллургических заводов, доля электроэнергии превышает 40%. А потому любые изменения правил тарифообразования, как и исключение возможности ручного управления тарифами, для них крайне нежелательны.
В последние дни в ход была пущена тяжелая артиллерия: о необходимости отсрочить реформу недавно заявил Андрей Герус, экс-член НКРЭКУ и нынешний советник по энергетическим вопросам Владимира Зеленского. В парламенте оперативно зарегистрированы сразу два законопроекта с похожими предложениями: один оговаривает перенос запуска рынка на 1 октября 2019 года, второй - на 1 апреля 2020 года.
Дирижера массированной атаки на изменения работы энергорынка вычислить несложно: Игорю Коломойскому, владеющему ферросплавным бизнесом, как и Дмитрию Фирташу, крайне невыгодны реформа рынка электроэнергии. О негативном к ней отношении он заявляет открыто. При этом Игорь Валерьевич имеет большое влияние на президентскую вертикаль: исходя их последних назначений в АП, сомневаться не приходится. И начинает усиливать свои позиции в контроле над другими ветвями власти.
Дальнейшие действия Коломойского просчитать не сложно: замораживание реформы означает сохранение старой непрозрачной системы тарифообразования, возможность без труда получить льготный тариф для своих предприятий и, тем самым, значительно повысить прибыльность бизнеса, учитывая высокую составляющую электроэнергии в производстве ферросплавов. Льготы придется компенсировать за счет повышения тарифов для других потребителей, в том числе и для населения. Ведь ферросплавные заводы – слишком крупные потребители, чтобы преференции для них прошли незамеченными для рынка. Например, Никопольский завод ферросплавов потребляет электроэнергии больше, чем Ивано-Франковская и Тернопольская области вместе взятые.
Что означает срыв реформы
Впрочем, возможное существенное повышение тарифов на электроэнергию для промышленных и бытовых потребителей может оказаться наименьшей проблемой, с которой придется столкнуться Украине в случае сворачивания реформ энергосектора.
Дело в том, что реформирование энергетического рынка является одним из ключевых требований кредиторов, которые они выдвигают для продолжения сотрудничества. И, открыто проигнорировав взятые на себя обязательства, наша страна рискует остаться без кредитов МВФ на общую сумму $2,5 млрд. К продолжению сотрудничества привязано и получение 0,5 млрд евро макрофинансовой помощи от ЕС. Вероятнее всего, в случае замораживания работы с МВФ, уменьшат свои кредитные программы для Украины и другие международные финансовые институты.
Оказавшись без поддержки кредиторов в пик выплат по внешнему долгу, Украина окажется на пороге дефолта, который, к слову, также будет чрезвычайно выгоден Коломойскому. Не зря в интервью британскому изданию Financial Times олигарх уже поделился, что рекомендовал бы Зеленскому отказаться от кредитной программы МВФ и объявить дефолт по примеру Греции или Аргентины.
Отказ от сотрудничества с МВФ, с подачи которого в свое время был национализирован Приватбанк, облегчит Коломойскому возврат контроля над банком или получение от государства $2 млрд компенсации (сумма уже была озвучена олигархом) за якобы причиненный ущерб. Необходмость выплатить из бюджета такие значительные средства может спровоцировать задержку с выплатами пенсий и сделает проблематичным финансирование других социальных статей.
Отказ Украины платить по своим обязательствам непосредственно коснется и тысяч украинцев. Ведь страна может прекратить обслуживание не только внешних, но и внутренних долгов. За последние два года объем инвестиций физлиц в ОВГЗ вырос на 4400%. На сегодняшний день граждане одолжили государству около 7 млрд грн. В случае дефолта эта сумма, в лучшем случае, будет надолго заморожена. А с учетом галопирующей инфляции, которой обычно сопровождается объявление дефолта, очень скоро эти средства могут превратиться в ничто. К слову, в ОВГЗ активно вкладывали средства и местные власти. Соответственно, местные бюджеты также лишатся значительной части своих средств.
Опосредовано в заложниках опасной игры Коломойского окажется все население. Ведь непременными сопутствующими эффектам дефолта являются обесценивание национальной валюты и стремительный рост цен. Например, та же Аргентина, которую привел в пример олигарх, до сих пор не может оправиться от дефолта, объявленного в 2001 году. И, к примеру, инфляция там, по итогам апреля превысила 50%.
Впрочем, макроэкономическая стабильность может быть нарушена и без дефолта, если Коломойскому удастся заморозить реформу в энергетике и оформить для своих предприятий льготные тарифы на ток. Хотя бы потому, что рост тарифов для других промпотребителей увеличит себестоимость их продукции, что выльется в очередной виток тотального роста цен.
В случае дефолта Украину ожидает многолетний перманентный кризис. Но именно такую ослабленную страну Коломойскому будет легче контролировать. И срыв реформы энергорынка можно рассматривать как пробный шар, который закидывает олигарх для проверки своего плана по оформлению безраздельного контроля над страной.