Конкурс в ряды энергетического регулятора: традиции кнопкодавства и манипуляций

Конкурс в ряды энергетического регулятора: традиции кнопкодавства и манипуляций

Пока наши международные партнеры намекают нам о том, что безвиз не вечен, учитывая откровенный "шахермахер" с конкурсами на избрание председателей антикоррупционных органов, еще один конкурс показал полную девальвацию этого механизма. Сегодня один за другим возникают скандалы вокруг деятельности действующего состава НКРЭКУ (энергетика и ЖКХ), как конкурс на отбор новых членов комиссии перерос в показательный кейс манипуляций. За последний год именно в энергетике состоялись события, которые угрожают поднятием тарифов и даже возможным блэкаутом. Отрасль в долгах. Президент Зеленский заявлял, что он держит энергетические вопросы под личным контролем. По факту же, главный регулирующий орган в этой области в эпицентре внимания.

Законодательством предусмотрен особый порядок назначения членов НКРЭКУ. Они назначаются по результатам открытого конкурсного отбора, который организует и проводит Конкурсная комиссия. Существуют требования, которым должны отвечать члены такой комиссии. Действующая сегодня конкурсная комиссия была образована еще в конце июня. С этого времени, как отмечают эксперты и множество участников конкурса, происходят странные вещи, которые еще при выборах прошлых членов в 2018 году было трудно представить.

Первоначально в состав Конкурсной комиссии вошел Олег Прохоренко. Этот человек известен тем, что возглавлял "Укргаздобычу" – государственного монополиста по добыче газа. Именно Прохоренко потратил более 100 млрд грн на программу увеличения добычи. При этом, добыча только снижается. Но дело не в этом – Прохоренко не имел права входить в состав Конкурсной комиссии из-за конфликта интересов. Законодатель предусмотрел, что избирать членов комиссии не вправе лицо, входящее в органы управления так называемых лицензиатов НКРЭКУ. На момент утверждения состава конкурсной комиссии, Олег Прохоренко был членом Наблюдательного совета Концерна "Укроборонпром", в состав которого входят предприятия, которые как раз и являются лицензиатами НКРЭКУ. С Прохоренко очень спешили и это почему-то упустили, когда его назначили. Он даже начал активно принимать участие в двух первых, самых важных, заседаниях конкурсной комиссии.

На первом заседании Конкурсной комиссии именно от его голоса зависело избрание Председателя Конкурсной комиссии, и именно с его активным участием утверждались "правила игры" – то есть регламент работы этой комиссии и Порядок и условия проведения конкурса.

Собственно, с участием Прохоренко Конкурсная комиссия объявила о начале конкурса при отсутствии, как оказалось, на то оснований. По закону, Конкурсная комиссия объявляет о начале конкурса в двух случаях: либо по истечении срока полномочий члена НКРЭКУ, или в случае досрочного прекращения его полномочий. В любом случае, эти оба эти варианта должны быть оформлены распоряжением Кабинета Министров. Конечно, не было ни первого, ни второго. Сейчас в состав НКРЭКУ входит 7 с 7 предусмотренных Законом членов и мы имеем патовую ситуацию, когда конкурс был объявлен и проведен при отсутствии вакансий.

Еще немного юридической казуистики, без которой, к сожалению, нельзя раскрыть эту историю. С участием Олега Прохоренко были утверждены документы, которые вообще не предусмотрены законом. Памятка кандидату на должность члена НКРЭКУ и Порядок оценки кандидатов на должность члена НКРЭКУ.

После этого юристы подсказали Конкурсной комиссии, что Прохоренко здесь незаконно. И его убрали из авангарда. Он дистанцировался и не принимал участия во всех последующих действиях.

Традиции "кнопкодавста"

А ими были – собеседования. Они довольно специфичны. Конкурсная комиссия проводит по два собеседования с каждым из кандидатов, во время которых они оценивают опыт, общие и профессиональные знания, моральные и нравственные качества, а также способности кандидатов.

На собеседованиях возникла ситуация, в которой некоторые кандидаты в лучших традициях смогли получить более 100% баллов. В частности, по результатам первого собеседования кандидат на должность члена НКРЭКУ мог получить максимум 15 баллов от каждого присутствующего члена комиссии. Прохоренко не принимал участие в первом собеседовании. Принимали – 4 члена конкурсной комиссии. Так, каждый кандидат мог рассчитывать только на 60 баллов. Однако, два кандидата, неожиданно получили более 60 баллов.

Аналогичная ситуация повторилась и на втором собеседовании. Каждый член конкурсной комиссии на этом этапе мог выставить каждому кандидату максимум 24 балла. Поскольку Прохоренко вновь не принимал участие во втором собеседовании, то 4 члена комиссии в случае блестящего ответа кандидата могли выставить такому кандидату в общем максимум 96 баллов. Однако один из кандидатов на должность члена НКРЭКУ показал потрясающий результат, получив 103,8 балла.

Как это стало возможным? Все просто. Тот самый Порядок оценки кандидатов на должность члена НКРЭКУ предусматривал возможность зачисления баллов у членов Конкурсной комиссии, которых даже нет на собеседовании. Такая открытая опция "кнопкодавить" – за себя и за того парня. Собственно, документ требовал от членов Конкурсной комиссии, руководствуясь исключительно своей экспертизой и внутренним убеждением, по результатам собеседования с каждым кандидатом выставлять ему определенные баллы. Но баллы, выставленные членами Конкурсной комиссии за соответствующего кандидата не просто суммируются, а уже после проведения собеседований к ним добавляется "средний балл" за того члена конкурсной комиссии, который даже не принимал участие в собеседованиях с кандидатами.

То есть все спорные фавориты получили бонусные баллы от Олега Прохоренко, который не принимал участие в собеседованиях через понимание незаконности своего участия в этой комиссии.

Более того, Секретарь Конкурсной комиссии отметила, что подсчет баллов по результатам первого собеседования осуществлял Секретариат Кабинета Министров.

Это означает, что именно Секретариат Кабмина стал причастным к фальсификации результатов первого оценивания, фактически добавив кандидатам "средние баллы" за счет баллов Олега Прохоренко, который не присутствовал как во время первого, так и во время второй собеседования и который физически не мог определять уровень того или иного кандидата на должность члена энергорегулятора.

В сегодняшней Украине понятие центра принятия решений не существует. Ни один орган государственной власти не пытается обратить внимание на откровенные фальсификации, которые с высокой вероятностью затем позволят через судебные иски заблокировать деятельность всего НКРЭКУ. И даже больше, такой прецедент уже был, когда Конституционный суд принимал решение о неконституционности этого органа.

12 октября, вопреки валу заявлений участников, нардепов и очевидных уже фальсификаций, Конкурсная комиссия запланировала проведение своего заседания, на котором будут определены две кандидатуры, которые будут предоставлены в Кабинет Министров Украины и одна из них может стать членом НКРЭКУ.