Законопроект 1210 выставит тысячи людей на улицу – финдиректор "Метинвеста"
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Эксперты считают, что законопроект 1210, который повышает плату за добычу железной руды, может повести за собой глобальные негативные последствия: десятки тысяч человек только в Кривом Роге могут остаться без рабочих мест, а Украина и вовсе потерять горнодобывающую отрасль.
OBOZREVATEL поговорил с финансовым директором группы "Метинвест" Юлией Данковой о новых налоговых инициативах парламента и чем они грозят экономике Украины.
О том, сколько рабочих мест потеряют украинцы, если законопроект №1210 примут, кто займет наше место в горнодобывающей промышленности и как происходит диалог бизнеса и власти – читайте в интервью.
– В СМИ и экспертной среде развернулась дискуссия относительно принятия закона 1210, в котором одной из сторон являются горняки. Вы, как представитель этой отрасли, как прокомментируете предлагаемую новацию?
– В целом в законопроекте №1210 много позитивных предложений – например, об имплементации международных обязательств Украины. Однако в нем есть и масса неадекватных норм, которые не отвечают ни мировым практикам, ни экономической сути, ни принципам формирования налогообложения, ни защите украинского производителя. Это повышение ренты для конкретной части горнодобывающего бизнеса в Украине – добычи железной руды открытым способом. Это узкий сегмент, но он дает Украине и экспортную выручку, и налог на прибыль, и рабочие места. Эту новацию я, как представитель отрасли и экономист, не могу поддержать. В частности, потому, что это специфически выписанная норма. Более того, опираясь на выводы МВФ и международных экспертов, правительство декларировало, что доля налогов горного предприятия должна составлять 40% от его чистой прибыли. А в случае принятия законопроекта №1210 паритет, когда пользователь недр получает 60% экономической выгоды от добычи, а государство 40%, будет серьезно нарушен: государство получит более 85%, а пользователь не сможет финансировать свои инвестпроекты. При таком раскладе следующим шагом станет остановка деятельности недропользователей, то есть выгода государства будет непродолжительной.
Читайте: Законопроект №1210 — вреден для экономики Украины: как он связан с бизнесменами
– В СМИ вышло интервью главы налогового комитета Гетманцева, в котором он апеллирует к тому, что в Украине самое низкое налогообложение на добычу и производство железной руды? Вы согласны?
– Гетманцев либо заблуждается, потому что не разбирается в предмете либо просто хочет так говорить. Если брать ставку 8,8%, то, например, в России она 4,8%, в Казахстане 2,8%, в Южной Африке от 1% до 7%. Понятие "ставка" ни с чем не сопоставимо. Если апеллировать более правильными терминами - нагрузка на отрасль или налоговые отчисления в сравнении с коммерческой прибылью – то сейчас из девяти крупных добывающих железную руду стран Украина в середине, на третьем месте с конца. Лучше обстоят дела у России (то есть они уже вдвое ниже облагаются налогом, а они наши конкуренты) и у Китая. То есть у тех стран, которые добывают руду, похожую на нашу. У них налоговые отчисления ниже.
– А у кого выше?
–– У Австралии, Бразилии и Канады, которым сама природадала более богатые полезные ископаемые. Более того, те страны, которые несут большую налоговую нагрузку, чем мы, несут ее не за счет специфического налога на недра, а за счет налога на прибыль – общего для всех. То есть в их странах просто больше ставка на прибыль в целом. Сейчас Украина в середине, но новый законопроект может вывести нашу страну в лидеры – мы будем платить в 10 раз больше, чем наши российские конкуренты.
Читайте: Принятие законопроекта №1210 добьет украинскую экономику – Савченко
– Гетманцев отмечает конструктивную работу в группе, которая работает над данным законопроектом. Как, на ваш взгляд, бизнес слышат?
– К мнению бизнеса власти не прислушиваются. Насколько я знаю, Укрметаллургпром уже делился выводами, которые для них сделали консультанты (они нанимали компанию PwC, которая сделала исследование по нагрузке на отрасль). Главой рабочей группы Гетманцев назначил руководителя ГНС Сергея Верланова, который не пришел ни на одно заседание. Но даже без его участия заседания были достаточно активными, было много диалогов. Бизнес старался быть максимально открытым – мы предоставили все данные и расчеты. Но, к сожалению, мы не получили обратную связь, и в результате в комитет было предоставлено письмо за подписью Верланова с искаженными выводами и комментариями. Мы дали аргументированный ответ на это письмо и отправили его Верланову, Гетманцеву и всем членам рабочей группы. Чтобы донести свою позицию, мы готовы делиться любой информацией. Мы опираемся на реальные цифры, мы не скрываемся, мы представляем из себя белый и прозрачный бизнес. Но нас не слышат.
– Чем грозит принятие законопроекта 1210 в существующем виде?
– Если он будет принят в таком виде, в котором его вынесли на первое чтение, а ситуация на рынке останется прежней, то экспортировать железную руду станет попросту невыгодно. Более того, возможно, придется сокращать производство и, соответственно, рабочие места. В частности, только Кривой Рог может потерять десятки тысяч рабочих мест.
Читайте: Ни один нардеп не может полностью разобраться в законопроекте №1210 – Белькова
– То есть остановка отрасли, это не страшилка, а реальное положение дел? О каком количестве потерянных рабочих мест идет речь?
– Это экономические бизнес-реалии. На наших предприятиях в Кривом Роге работает более 20 тысяч сотрудников. Если считать вместе с семьями, то без доходов может остаться 60 тысяч людей. Если же посчитать еще и подрядные организации, которые работают и поставляют продукцию и свои услуги для этих предприятий, получится 120 тысяч человек. Это не страшилка, это большой риск, который органы власти не имеют право не учитывать. К сожалению, это может стать реальностью.
– В исследовании PwC приведены данные о том, что после принятия закона 1210 добывать и производить железную руду в Украине будет дороже, чем в РФ почти в 10 раз? Как такое положение дел отразится на отечественной отрасли?
– Российские производители железорудного сырья – наши прямые конкуренты. Поэтому если им станет еще более выгодно производить ЖРС, мы сразу потеряем свое логистическое преимущество. Всё-таки мы ближе к Европе и доставлять туда свою продукцию нам экономически выгоднее. Как только у нас появятся дополнительные затраты в размере 6-8 долларов на тонну, мы сразу потеряем это конкурентное преимущество. Кроме того, у нас нет культуры поддержки отечественного производителя. Например, у нас бывают проблемы из-за того, что транзит российской продукции через Украину в Европу приоритетнее вывоза продукции украинских производителей. В результате этих действий производить ЖРС конкурентам экономически и организационно более выгодно. А это уничтожает наших производителей железной руды.
Как сообщал OBOZREVATEL, законопроектом №1210, предлагается не только повысить рентную плату за добычу железной руды с 8% до 10%, но и увеличить нижний порог рентабельности железорудного сырья с 14-25% до двойной учетной ставки НБУ – сегодня это 33%. Также предлагается в качестве базы для налогообложения брать стоимость товарной продукции (в т.ч. концентрата, агломерата, окатышей) с содержанием Fe62-67% вместо стоимости добытой руды с содержанием Fe16-30%.
Как сообщалось ранее, международная аудиторская компания PWC провела исследование согласно которому, изменения в Налоговый кодекс, заложенные в законопроекте №1210, сделают рентные платежи в соотношении к коммерческой прибыли предприятий почти в 10 раз больше, чем в России, а также станут выше чем в Австралии, Бразилии и Китае.