Украинские беженцы получили возможность трудоустраиваться в ЕС без каких-либо разрешений. Такими шансом воспользовались десятки тысяч человек. Из Украины уехали чиновницы, инженеры, журналисты, юристы, офисные сотрудники, в то время как в ЕС им приходится осваивать простые рабочие профессии.
О том, какие проблемы возникли у беженцев за границей и кем они могут устроиться, читайте в материале OBOZREVATEL.
Для рынка труда ЕС несколько миллионов украинских беженцев оказались настоящим вызовом. Пришлось найти бюджет на социальные выплаты, расселить, а после еще и трудоустроить огромное количество человек. В Польше вакансии для женщин без опыта работы и знания языка закончились буквально в первые недели.
Дальше, чтобы найти работу, приходилось действительно прилагать усилия. Например, переезжать в тот польский город, где работает больше промышленных предприятий, заводов и фабрик и больше шансов найти себе работу у станка без особых навыков.
Украинцы же к такой ситуации не привыкли. Томаш Богдевич, генеральний директор Gremi Personal говорит: до войны трудовые мигранты приезжали в те города, где были рабочие места. И, в отличие от Украины, крупные промышленные объекты чаще всего находятся за агломерацией крупного города.
Кроме того, и до полномасштабной войны основную работу предлагали мужчинам. Женщины выполнять ее не могут. "Адаптировать эту работу для женщин невозможно. Если требуется крепкий мужчина, который будет работать на стройке, грузчик, разнорабочий, никто не возьмет женщину на эту работу", – говорит президент Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству Василий Воскобойник.
В первую очередь работу находят:
В страны ЕС сбежали не только украинцы, которые спасали свои жизни из горячих точек, но и десятки тысяч женщин и детей из Львова, Ивано-Франковска, Закарпатья. Для одних возможность миграции – шанс спастись, а для других – улучшить свое финансовое положение.
"Приехала в Луцк, начала звонить одноклассницам, думала, сделаю ногти. А у меня три одноклассницы ногтями занимаются. Начала обзванивать: одна в Германии, две в Польше. Хотя в Луцке тут тихо и спокойно", – рассказывает жительница Киева Елена.
Из Киева и других регионов Украины, которые находятся вне зоны интенсивных боевых действий, продолжают выезжать украинцы. Некоторые едут вместе с мужчинами, говорит Елена, чтобы "договориться" на границе, придется потратить 5 тыс. долларов.
Легче всего адаптироваться программистам – тем из них, кто работает удаленно. Для многих из них ни размер заработной платы, ни условия труда не изменились. Одна из ключевых проблем беженцев – они не хотят учить язык и не готовы тратить много времени на обучение. При этом в Польше без знания языка можно зарабатывать в среднем всего 3 400 – 3 600 злотых в месяц (около 23-24 тыс. грн). Например, на упаковке и разборе мясной и рыбной продукции можно заработать в среднем 3 400 злотых в месяц на руки (более 23 тыс. грн).
В среднем после окончания войны по разным оценкам в Украину могут не вернуться до 30% беженцев. Многие из них – те, кто воспринимал миграцию как шанс улучшить свое положение, а не спастись от боевых действий. Также есть украинцы из Мариуполя, Волновахи и других практически полностью разрушенных городов. Им некуда возвращаться.
Эксперты отмечают: чем дольше продолжается войны, тем меньше украинцев вернется домой. Исследование свидетельствует о том, что из страны в основном выезжают молодые люди (самая большая возрастная группа от 30 до 39 лет) и 76% из них имеют высшее или неоконченное высшее образование. Это трудоспособные, квалифицированные украинцы, потеря которых в будущем может значительно замедлить восстановление экономики.
"Что будет на самом деле, будет зависеть от того, чем все закончится. Пока что, хотя время и проходит, мы не можем понять, чем и когда закончится война", – отмечает старший научный сотрудник Института демографии и соцсисследований Лидия Ткаченко.
Однозначно можно утверждать, что после войны рабочий ресурс в Украине понадобится. Придется восстанавливать инфраструктуру, рабочие дома, стимулировать рост экономики. И сделать это без квалифицированной и работоспособной части населения невозможно.
И чем больше украинцев вернется домой, тем больше шансов быстро восстановить экономику и обеспечить послевоенное развития. А те украинцы, которые сейчас получают рабочие навыки за границей, в будущем могут использовать их дома.