Дом семьи из Киева тайно продали, люди могут оказаться на улице: как мошенники отбирают недвижимость
Семья киевлян, которые проживают по адресу Мичурина, 34, несколько лет назад внезапно узнала, что их дом, практически в центре столицы, на Печерске, – больше им не принадлежит. Оказывается, по документам они продали свою недвижимость неизвестной гражданке. А после этого дом перепродали еще три раза и в итоге участок вообще разделили между разными людьми.
Что делать тем, кто столкнулся с подобной ситуацией и как уберечь свое имущество от мошенников – разбирался OBOZREVATEL.
В чем суть проблемы?
Семья Романа Глыгало владеет одноэтажным небольшим домом в одном из самых живописных мест Киева – на склонах недалеко от ботанического сада. Совсем недавно на их улице Мичурина и на соседних Пирятинской и Землянской были только маленькие старые дома, которые появились здесь около ста лет назад. Но сейчас район стали активно застраивать элитными виллами. Иногда, даже вопреки желанию местных жителей.
Со слов Романа Глыгало, дом по адресу Мичурина, 34 купил еще его дед в 1985 году. Уже в 90-х он подарил его свои дочерям: Наталии и Татьяне. Но как узнали в семье три года назад, оказывается, еще в 2010-м году они якобы продали дом некой жительнице Броваров 1937 года рождения.
Роман Глыгало рассказывает, что участок его семья не продавала и не собиралась. Хотя подобные предложения поступали несколько лет назад:
"В 2017 году, где-то с весны, к моей маме и отцу настойчиво обращался с просьбой продать дом представитель одного из застройщиков, который застраивает участки в нашем районе. Он неоднократно звонил маме и отцу, поджидал их возле калитки. Родители отказались продавать, и вот в декабре 2017 года узнали из реестра прав собственности, что дом переоформлен".
Через некоторое время от упомянутой гражданки из Броваров дом перешел ее компании, а затем лондонской фирме. Там дом разделили на три части: 34, 34-А и 34-Б и продали трем разным людям.
В прошлом году суд наложил арест на весь участок. Но вопрос об истребовании имущества из незаконного владения до сих пор на рассмотрении. Тем временем в повестку дня постоянной комиссии Киевсовета по вопросам архитектуры, градостроительства и земельных отношений вынесли вопрос о приватизации разделенных участков. Его должны рассмотреть уже 27 октября. Если земля будет приватизирована, проблема значительно усложняется.
Новых владельцев Мичурина, 34 найти не удалось. Они проходят как участники по одному из судебных разбирательств семьи Глыгало, в материалах дела значатся и адреса, где зарегистрированы эти три человека. Но как заявили в рамках судебного заседания, по этим адресам упомянутые граждане не обнаружены, а их телефоны – отсутствуют.
Действительно ли схема имеет признаки мошенничества?
После того, как владельцы Мичурина, 34 узнали, что дом им не принадлежит, тут же обратились в полицию и параллельно начали сами собирать информацию. В Минюсте им сообщили, что в архиве Киевского городского нотариального округа нет упомянутого договора, по которому они якобы продали дом, а в реестре для регистрации нотариальных действий отсутствует запись об этом договоре. Следовательно, можно сделать вывод, что договор – незаконный.
Это же утверждает глава Всеукраинской организации "Афера стоп" Анатолий Остапенко, который ознакомился с копией договора:
"Договор купли-продажи, по которому семья якобы продала свой дом – нарисован, и достаточно качественно. Мошенники выяснили, сколько стоит участок, чем занимается семья. Вероятно, общались с ними. Возможно, семья работала с риелторами, брокерами и где-то в общении заполучили копии их документов, что позволило изготовить такой договор".
Что интересно, сами владельцы уверяют, что документы частным лицам не предоставляли. Но Роман Глыгало припомнил, что еще в 2004-м году они передавали копии правоустанавливающих документов в КМДА при оформлении технических отчетов на землю. А также в 2016-м по вопросам приватизации с соответствующими копиями обращались в Минюст.
Почему мошенникам удалось провернуть такую схему?
Как оказалось, у дома по адресу Мичурина, 34 было две больших проблемы: информация о владельцах отсутствовала в электронном реестре вещевых прав на недвижимость (ведь права на имущество передали до появления реестра), а земельный участок был не приватизирован. Потому афера далась ее авторам достаточно легко, а вернуть имущество назад теперь крайне сложно. По словам Анатолия Остапенко, такая схема обходится примерно до 15 тыс. долл. Сам же объект Остапенко оценивает примерно в 300 тыс. долл.
Для владельцев дома у Анатолия прогноз неоптимистичный. Даже если через суд им удастся признать недействительным первый договор купли-продажи, то со следующими такое решение маловероятно.
"Нужно понимать, что такие сделки не происходят просто так. Это уже "накатанная" схема, в которой участвуют все: полиция, суд, прокуратура. Здесь все на стороне мошенника. Правоохранители в этом вопросе бессильны. К тому же, борьба за дом будет стоить немало, порядка 20-30 тыс. долл. Мошенники возьмут владельцев просто "измором", – говорит Анатолий Остапенко.
Что говорят в КМДА?
Как сообщают в Департаменте земельных ресурсов КМДА, семья Глыгало неоднократно обращалась к ним с письмами, где жаловалась на отчуждение земельного участка на улице Мичурина, 34. Но помочь семье городские власти не могут:
"Установление (Подтверждение) фактов незаконного отчуждения имущества, в том числе, ведение статистики таких случаев не относится к полномочиям Департамента", – сообщили в ответ на запрос OBOZREVATEL. И добавили, что проблемы такого рода должны решаться только в судебном порядке.
В то же время, проблема, подобная случаю семьи Глыгало, постигла многих жителей их района. О незаконном захвате уже сообщали жители около десятка домов на улицах Мичуринской, Пирятинской и Землянской. Об их проблемах не однократно писали СМИ, но защитить свое имущество многим не удавалось.
Как уберечь свое имущество от мошенников?
Подобные случаи отчуждения имущества – не редкость. Член Ассоциации юристов Украины, партнер ARIO LAW FIRM, адвокат Евгений Грушовец утверждает, такие схемы стали возможными из-за слабости правоохранительной и судебной системы:
"Аналогичные преступления, которые совершались до этого – фактически не расследуются. Поэтому люди, которые этим занимаются, идут на преступление второй, третий и так далее, и не боятся привлечения к ответственности. Если пострадавшему повезет, его дело расследуют и передадут в суд, там оно будет рассматриваться года три, а возможно, и больше", – говорит адвокат.
Чтобы уберечь свое имущество, Евгений Грушовец предлагает несколько вариантов:
– Дополнительное отягощение. Если участок, например, купила жена – она может официально зафиксировать займ от мужа, и обременить имущество в реестре ипотекой.
– Внесение имущества в уставный капитал общества.
– Использование "маячков" – ботов, которые будут сигнализировать вас, если кто-то сформирует запрос о записи по вашему участку в реестре, или уже будет пересматривать реестр.
– Внесение в реестр владельцем земельного участка записи о запрете на совершение регистрационных действий относительно объекта.
– Регулярные проверки реестра на предмет того, являетесь ли вы владельцем имущества.
Если же вы увидели, что вас все-таки незаконным путем лишили имущества, адвокат советует следующее:
"Сразу обращайтесь с жалобой в Коллегию по рассмотрению жалоб в сфере государственной регистрации, которая действует при Министерстве юстиции Украины. Также нужно не теряя времени обратиться в правоохранительные органы с заявлением о преступлении, добиться внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований, наложение ареста на объект имущества и установления всех лиц, причастных к этому преступлению".
В то же время стоит понимать, как бы вы ни ограждали свое имущество от мошенников – ни один способ не даст 100% гарантии. Если кто-то уже положил глаз на ваш дом или квартиру – нет схемы, которую эти люди не смогут обойти. Главный вопрос здесь – это цена. Мошенников не будет интересовать объект, затраты на отчуждение которого не эквиваленты полученной выгоде. Если ваше имущество имеет большую материальную ценность – постарайтесь заранее усложнить к нему путь.