Рынок труда в Украине переживает самый масштабный кризис в своей истории. Ни мировой финансовый кризис 2008-го, ни экономический кризис после Революции Достоинства в 2014-м, ни начало войны с Россией, ни тем более коронакризис не сравнятся с тем, что происходит сейчас. На восстановление при самых оптимистических оценках понадобится несколько лет.
В некоторых сферах конкуренция на одну открытую вакансию достигает 14 человек на место (речь идет о конкретных специалистах, которые соответствуют условиям вакансии), а зарплаты упали даже в, казалось бы, защищенной сфере IT.
О том, что происходит на рынке труда и когда ситуация может улучшиться, читайте в материале OBOZREVATEL.
"Хороших новостей нет", – рассказывает руководитель экспертно-аналитического центра кадрового портала grc.ua Руслана Березовская. Действительно, количество вакансий незначительно увеличилось. Но дело в том, что с началом полномасштабного вторжения работодатели полностью прекратили поиск сотрудников.
После того как многие работники уехали за границу, вступили в ряды ВСУ и т. д., вакансии пришлось открывать только для того, чтобы заполнить существующее штатное расписание. Зарплаты же продолжили падать. "В некоторых сферах просто невозможно было снижать... В мае зарплаты в добывающей промышленности обвалились на 58%", – поясняет эксперт.
В июне ситуация стабилизировалась, но зарплаты все еще падали. К примеру, если еще в мае IT-шники в среднем зарабатывали 103 тыс. грн и, казалось бы, война не затронула их сферу, то уже в июне их средняя зарплата составила всего 70 тыс. грн. В сфере маркетинга зарплата упала с 30 тыс. до 19,5 тыс. грн. Тем, кто начинает свою карьеру (студенты, соискатели без опыта работы) и вовсе предлагают 8,5 тыс. грн.
Падают и другие сферы. Но и это не худшая новость: для некоторых специалистов работы просто нет. В первую очередь это касается ученых, инженеров, юристов. Фактически высокообразованные специалисты остались без работы и вынуждены искать возможности для переквалификации.
Изменились и настроения самих работодателей. Если раньше фактически работодатели "охотились" за ценными кадрами, сейчас у них есть возможность выбирать среди большого количества откликов на вакансии. Зарплаты предлагают ниже, более того, новым сотрудникам платят меньше, чем тем, кто уже работает.
"Позитивных новостей нет. Восстановление идет очень медленно. У всех в 4,5 раза меньше вакансий, чем до войны. Восстановление со стороны работодателей если и происходит, то очень медленно. Увеличилось количество соискателей, стало больше сеансов пребывания на сайте. Изучают информацию о вакансиях. За последнюю неделю – 12 тыс. откликов на вакансии (это довоенный уровень)", – рассказывает аналитик grc.ua.
Аналитические центры провели серию опросов среди работодателей – многие из них отказались озвучивать четкие планы. Сейчас, когда продолжаются интенсивные боевые действия, российские оккупанты обстреливают торговые центры, уничтожают дома, СТО и в любой момент могут уничтожить любой бизнес, рассчитывать на восстановление экономики не приходится.
Рынок труда – лакмусовая бумага. Как только закончится война, начнутся инвестиции и процесс восстановления, изменится и ситуация с зарплатами и вакансиями. Более того, часть экспертов оптимистично предполагает, что может даже возникнуть дефицит на рынке труда.
Однако до тех пор предстоит преодолеть длительный и достаточно сложный период. После начала войны в 2014-м рынок труда восстановился только спустя два года, в 2016-м. К этому моменту уровень зарплат восстановился до докризисного в гривневом эквиваленте. В долларах зарплаты достигли "старого" уровня только через четыре года.
Если война закончится в ближайшие полгода, можно рассчитывать, что экономика пройдет такой же путь восстановления и на этот раз. Однако многое будет зависеть, в том числе, от того, насколько активно и быстро международные партнеры предоставят обещанную помощь на восстановление. А учитывая то, что с каждым месяцем войны кризис усиливается и в странах ЕС, США, будут усиливаться и проблемы со сбором средств.
При этом статистика не позволяет объективно оценить реальное положение дел, рассказывает ученая Лидия Ткаченко. В регионах, где идут активные боевые действия, украинцы не ищут работу и физически не могут этого сделать. Кроме того, далеко не все внутренне перемещенные лица спешат трудоустроиться: многие надеются на быстрое возвращение в свои дома и квартиры.