Ракетные атаки РФ на энергетическую инфраструктуру Украины обходятся агрессору в миллиарды долларов. При этом никакого результата на военном фронте они не приносят. Отключение электроэнергии в десятках городов не способно остановить ВСУ. Цель таких атак открыто признает пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Он заявил, что украинские власти могут "выполнить требования российской стороны и прекратить все возможные страдания мирного населения".
Иначе говоря, мирное население будет страдать, пока Украина не объявит о капитуляции, сказал представитель режима в РФ. Агрессор хочет заставить украинцев отказаться от своих территорий, сограждан, свободы и независимости для того, чтобы не иметь проблем с электроэнергией.
Но так как на украинскую власть такой ультиматум не подействовал, россияне пытаются подталкивать украинцев к "бунтам" и "протестам". Якобы для того, чтобы прекратить несуществующий экспорт тока или ввести справедливое распределение ресурса. Настоящая же цель – добиться добровольной капитуляции Украины.
О том, какие месседжи навязывают украинцам россияне и как их распознать, читайте в материале OBOZREVATEL.
Украина перестала экспортировать электроэнергию в первый же день масштабных обстрелов (еще в октябре). Дело в том, что даже во время полномасштабной войны украинская генерация полностью покрывала потребности населения и позволяла также зарабатывать на продаже тока. Важно отметить: просто "накапливать" ток и не экспортировать его невозможно. Когда генерация превышала объемы потребления, ее искусственно снижали (то есть производили меньше, чем могли бы).
В результате первой атаки РФ на объекты энергетики экспорт прекратили. После же произошла еще целая серия ракетных обстрелов, в результате которой повреждены практически все объекты генерации. Теперь нет возможности даже для того, чтобы удовлетворить собственные потребности.
Тут сразу же появилась еще одна теория: на самом деле украинцы страдают от того, что весь ток идет на экспорт. Мол, там же дороже и можно больше заработать. Но вот проблема заключается в том, что опровергнуть эту теорию можно очень легко.
Достаточно зайти на платформу ENTSO-E в раздел "Коммерческий экспорт", чтобы убедиться: Украина не продает ни одного кВт*час тока. Однако распространять дезинформацию все равно пытаются. Для этого публикуют старые новости об экспорте (еще до обстрелов), или же на платформе ENTSO-E вместо данных об экспорте показывают информацию о физическом потоке (он происходит из-за того, что Украина подключена к европейским сетям).
На самом же деле Украина не поставляет электроэнергию в ЕС. А подключение к европейской сети, наоборот, позволяет часть тока закупать у стран Европейского Союза (пока еще происходил только тестовый импорт).
Действительно, распределить ресурс так, чтобы всем украинцам выключали электроэнергию одновременно в одно и то же время, невозможно. С одной стороны, есть населенные пункты, где нет такой необходимости, с другой – часть домов подключена к сети на линиях, к которым также подключены критически важные объекты: ТЭЦ, ТЭС, больницы, госпитали, водоканалы, органы власти, обеспечивающие работу определенных сфер.
Эту ситуацию удачно используют российские информационно-психологические войска. В соцсетях, городских чатах они забрасывают одни и те же сообщения. Мол, электроэнергию не выключают в соседнем городе, или же электроэнергию не отключают в районе с дорогой недвижимостью (что не соответствует истине).
Какую информацию распространяют в соцсетях
Как манипулируют мнением украинцев
К примеру, киевлян пытаются убедить, что электроэнергию не отключают в Виннице. А жителей пригорода Киева – что электроэнергия всегда есть в столице. Главная идея: внушить украинцам, что они страдают без электроэнергии, но ситуацию можно было бы исправить, если бы отключали ток не только им, но и жителям соседних населенных пунктов.
Так пишут жителям пригорода
При этом в процессе такой дискуссии вместо российского агрессора "виновником" назначают власти, энергетические компании, "коррупционных чиновников". Еще один месседж – люди начнут выходить на бунты из-за отсутствия электроэнергии. Открыто к таким протестам не призывают, однако идею, что выход на улицу спасет украинскую энергосистему от российских ракет, пытаются навязать.
Единственное, что не звучит в таких рассуждениях, – причина критической ситуации в энергетике. Мол, ракетные обстрелы – отдельно, а вот вся проблема – в несправедливом распределении.
Украинская энергосистема действительно нуждается в модернизации. При этом, несмотря на все сложности, энергетики каждый раз восстанавливают работу и стабилизируют ситуацию. А месседж о том, что Украина плохо подготовилась, направлен на то, чтобы обвинить в преступлении жертву, а не самого преступника.
Так же, как и украинцы в большинстве своем не могли купить "запасную квартиру" на случай, если россияне ракетным ударом разрушат их жилье, так и энергетики не могли построить еще одну параллельную систему. Это невозможно ни с финансовой, ни с технической точки зрения.
Более того, как бы ни готовились украинские энергетики, объемы разрушений настолько масштабны, что ни одно государство в мире не может к ним полноценно подготовиться. Единственная возможность обезопасить инфраструктуру – обеспечить объекты системой противовоздушной обороны, которая будет сбивать ракеты еще до того, как они долетят.
Россия будет продолжать атаки до тех пор, пока не поймет, что на украинское общество ей никак не повлиять. Вместе с тем постепенно будет укрепляться украинская ПВО, а запасы российских ракет будут истощаться.