УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Экономический кризис из-за COVID-19: Андрей Яницкий о стратегических и финансовых мерах для бизнеса

Экономический кризис из-за COVID-19: Андрей Яницкий о стратегических и финансовых мерах для бизнеса

Об этом в интервью директора Центра журналистики KSE Андрея Яницкого.

Экономический кризис из-за COVID-19: Андрей Яницкий о стратегических и финансовых мерах для бизнеса

Сегодня уже всем понятно, что результатом пандемии коронавируса будет экономический кризис. Но почему этот кризис будет болезненным, а возможно и фатальным для развивающихся стран? Какие финансовые предохранители на Западе и каких нет в Украине, например?

Украина действительно находится в сложной ситуации. Мы до сих пор не оправились от кризиса 2008 года, от нападения России в 2014-м, а теперь новый кризис. Нам едва удалось стабилизировать ситуацию. Следующими шагами должны быть реформы рынка труда, запуск рынка земли и масштабная приватизация для привлечения крупных инвестиций и запуска мотора ускоренного экономического развития. Не по 3-4% в год, а по 7% и больше. Но из-за хода ряда внутренних событий и мировой эпидемии коронавируса эти планы сорвались.

Сегодня все развивающиеся страны теряют инвесторов. Национальные валюты падают – Украина здесь не исключение. Но каждая страна имеет свои особенности. У кого-то есть большие резервы для того, чтобы пережить сложные времена. Где-то есть развитые фондовые рынки, где ставки по кредитам меньше, где-то условия ведения бизнеса лучше.

Если же брать такие развитые страны, как ЕС или США, то они могут эмитировать свои валюты и направлять их на поддержку своих экономик. Украина не может себе позволить такую роскошь, по крайней мере, не у таких объемах.

Сейчас рано делать прогнозы, но какое влияние глобальный кризис уже будет иметь на украинскую экономику?

К сожалению, далеко не все украинские рестораны и кафе, не все парикмахерские и спортивные клубы смогут вновь открыться после карантина. Ограничения спасают жизни, но убивают малый и средний бизнес. Здесь должна быть какая-то золотая середина. Большой бизнес имеет больший запас прочности, но если карантин растянется до лета, он тоже начнет это остро чувствовать. Это значит увеличение армии безработных и сокращение налоговых поступлений.

По исследованию компании Gradus, которая проводит опрос через приложение в смартфоне, в условиях жесткого карантина 57% респондентов потратят свои сбережения в течение месяца. Большинство украинцев не умеет накапливать, поэтому остаться работы для них – это трагедия.

Конечно, некоторые бизнесы сейчас выигрывают. Все, что работает онлайн, доставка товаров, услуги на расстоянии, экспорт услуг. Но большинство этих компаний зависят от спроса. И когда люди начнут терять работу, то спрос на товары и услуги упадет.

Какие меры сегодня предпринимает украинское правительство для удержания экономики? И что стоило бы еще внедрить правительству, чтобы минимизировать последствия кризиса?

Объявленные меры – запрет проверок, отмены ЕСВ для предпринимателей на два месяца и другие – недостаточны. В первую очередь нужно стабилизировать ситуацию на макроуровне, нужен кредит МВФ, поддержка других международных организаций.

Надо также предупредить массовые увольнения. Сейчас есть люди, которые потеряли работу, но пока это не массовое явление. Нужен механизм прямой финансовой поддержки сохранения рабочих мест, чтобы избежать массовых сокращений.

Это может быть налоговый стимул. Не секрет, что у нас де-факто существуют две системы налогов на доходы физических лиц. Упрощенная для предпринимателей позволяет платить 5% налог на доходы и ЕСВ (на третьей группе). Обычная система предусматривает 18% налога. Это двойные стандарты и несправедливость. Обычная система должна быть такой же простой, как упрощенка, налог должен быть тот самый, одинаковое администрирование.

На упрощенке есть ограничения по доходам, и поставить высокую ставку на большие доходы – это здравая идея. Это прогрессивная шкала, которая работает во многих странах мира, социально справедлива. Но это не может быть сначала 5%, а дальше сразу 18%.

Думаю, что это изменение позволило бы бизнесу избежать увольнения людей, а после карантина привело бы к большей легализации зарплат.

Правительство объявило об отсрочке уплаты налогов на время карантина. Достаточно ли этих мероприятий, чтобы бизнес в Украине спокойнее пережил карантин? Как правительство может защитить бизнес?

Налоги платить надо – без этого никак. Хорошо, что отложили. Но и работа правительства должна быть настолько прозрачной и подотчетной, чтобы у бизнеса и обычных граждан не возникало вопросов, на что эти налоги расходуются.

Должен быть мораторий на покупку новых автомобилей, на проведение развлекательных мероприятий, на необязательные командировки, повышение квалификации, даже на ценную полиграфию. Должен быть режим строгой экономии и нулевая коррупция.

Сейчас правительство хочет создать Стабфонд для борьбы с последствиями распространения коронавирусной болезни на 124 млрд гривен. Деньги на этот фонд забирают из других министерств. Звучит красиво, но насколько рациональными будут эти расходы?

Какие шаги в этих условиях может сделать украинский бизнес, особенно крупный, имеющий финансовые обязательства перед международными инвесторами, чтобы минимизировать последствия рецессии?

Главная задача любого бизнеса в кризис – не заработать, а выжить. Крупному бизнесу это сделать проще, даже если есть долги перед иностранцами. Я сторонник того, что надо платить по своим обязательствам. Даже если придется что-то оптимизировать. В то же время, если перед бизнесом стоит вопрос выживания, то надо договариваться с кредиторами об отсрочке платежей. Это необходимо, чтобы сконцентрировать возможности реагировать на кризис, чтобы минимизировать негативные последствия и сохранить работоспособность. Собственно, мы все так делаем, когда у кого-то одолжили и вдруг не можем отдать вовремя. Но нельзя дома есть черную икру, а кредитору говорить о сложных временах, необходимость отсрочки платежей надо доказать.