УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Россию оставляют без нефти, добыча обвалится из-за эмбарго: лишат ли Путина газа

4 минуты
30,6 т.
Что будет с рынком газа

Нефтяное эмбарго ЕС приведет к тому, что Россия потеряет до 50% своей добычи. Следующим шагом может стать запрет на покупку российского голубого топлива. И хотя отказываться от газа ЕС еще не готов, этот шаг также может оказаться реализованным.

О том, грозит ли РФ газовое эмбарго и к чему приведет ограничение на закупку нефти, читайте в материале OBOZREVATEL.

Может ли ЕС ввести газовое эмбарго?

Пока что в рамках седьмого пакета санкций эмбарго на поставки газа не обсуждается. Однако еще несколько месяцев назад ни один европейский высокопоставленный политик не мог даже озвучить возможность нефтяного эмбарго. Российская энергетика – священная корова, которая кормила не только кремлевского диктатора, но и многие европейские страны.

Но в рамках шестого пакета санкций нефтяное эмбарго все-таки приняли, поэтом однозначно утверждать, что о газовом эмбарго говорить не приходится, не стоит. Здесь есть зависимость с двух сторон: трубопроводы из РФ идут в ЕС, поэтому агрессор технически не смог бы найти других покупателей газа.

С другой же стороны, и европейская инфраструктура не готова к замене российского голубого топлива. Теоретически трубопроводный газ из РФ можно заменить на сжиженный, но только LNG-терминалы (с их помощью проводят регазификацию сжиженного природного газа) в Европе не дают такой возможности. Сейчас они могут обеспечить 200 млрд кубов газа в год, а это даже не половина от потребности.

"Нужно ли отказываться от газа из страны агрессора и оккупанта? Конечно, нужно. Но в этом году, к сожалению, полностью отказаться от поставок российского газа для потребителей из ЕС невозможно", – говорит экс-директор по интегрированным коммуникациям НАК "Нафтогаз Украины" Максим Билявский.

Однако и здесь можно вернуться к примеру нефтяного эмбарго. Оно вступит в силу только через полгода. Решение уже приняли, а теперь начался отсчет, за время которого отдельные страны могут подготовиться к его реализации. Что мешает странам ЕС, к примеру, принять такое же решение с отсрочкой, предположим, в несколько лет?

Вероятно то же, что сейчас мешает Германии поставлять Украине тяжелое вооружение – отсутствие политической воли. Немецкие политики, как и представители еще целого ряда стран ЕС, годами налаживали контакты с РФ, инвестировали миллиарды евро в газопроводы, развивали совместные предприятия. Дошло до того, что, к примеру, единственный нефтеперерабатывающий завод в Болгарии принадлежит российскому "Лукойлу". Кстати, в том же совете директоров "Роснефти" до мая трудилась и бывшая глава МИД Австрии Карин Кнайсль.

Отдельным странам выгодно возвращаться к дискуссии о налаживании связей с РФ после войны. А газовое эмбарго может навсегда отрубить пуповину. Любовь отдельных европейских политиков к российской энергетике ярко иллюстрирует бывший канцлер Германии Герхард Шредер. Он до 21 мая 2022-го возглавлял совет директор "Роснефти", получал зарплату в шестизначном размере в долларах (во всяком случае, так утверждают западные медиа).

Во время работы Кнайсль и Шредера в правительствах зависимость их стран от российской энергетики росла, а после своих каденций они получили должности с огромными даже по меркам европейских корпораций зарплатами в "Роснефти".

Положит ли Олаф Шольц конец эпохе тотальной зависимости от российского газа, покажет ближайшее время. Но оправдание о том, что ввести газовое эмбарго с отсрочкой в несколько лет невозможно, не выдерживает никакой критики. Более того, Еврокомиссия даже разработала план отказа от газа. Осталось только подтвердить такие намерения и дать понять РФ, что уже через считанные годы им придется заботиться не о возможностях оккупировать и убить как можно больше украинцев, а о том, где взять деньги на содержание армии.

Собеседник в правительстве, который имеет отношение к обсуждению возможного введения санкций, рассказывает OBOZREVATEL: "украинская сторона хорошо понимает всю "особенность" взаимоотношений отдельных политиков в ЕС и РФ. С одной стороны, они годами говорили о нашей коррупции, а с другой – закрывали глаза на свою собственную. Но говорить публично об этом на высоком уровне сейчас не стоит, это может настроить против украинской власти европейские элиты".

Тут также стоит отметить, что в ЕС далеко не единая позиция по отношению к РФ. К примеру, страны Балтии, Польша, Португалия готовы увеличить помощь для Украины. А Польша публично призывает ввести газовое эмбарго.

К чему приведет нефтяное эмбарго

Россия продавала почти половину всей свой нефти в ЕС. Это не значит, что теперь все это количество черного золота будет простаивать. В отличие от газа, нефть можно перенаправить куда более оперативно. Для агрессора остаются открытыми рынки Китая и Индии. Они действительно могут и, вероятно, будут увеличивать закупки.

Экономики этих стран восстанавливаются после коронавируса и сейчас потребление энергоресурсов растет. Но при этом о том, чтобы вся нефть "для Европы" попала на азиатские рынки, никто и не говорит. Вероятно, добычу придется снижать, так как такое количество нефти продать не смогут.

Падение добычи может составить около 17%, предположили в российском правительстве. Эксперты озвучивают и более печальные сценарии. К примеру, российский энергетический эксперт Михаил Крутихин считает, что РФ может потерять 50% добычи.

"Западное направление – основной рынок. Есть китайский рынок, туда поступает 80 млн тонн. Но прибавить туда что-то, чтобы компенсировать, не получится", – говорит Крутихин. Для сравнения, европейский рынок составлял около 110 млн тонн.

Откуда взялась цифра в 50%? Дело в том, что помимо экспорта сырой нефти в ЕС через восемь месяцев (ограничения по нефти заработают через шесть месяцев) введут эмбарго на нефтепродукты. То есть российские нефтеперерабатывающие заводы также должны будут сократить свое производство и потреблять меньше нефти, так как бензин, мазут и дизель им будет продавать сложнее. Они также потеряют огромный и один из самых платежеспособных рынков.

По разным оценкам, только на нефти РФ может потерять до 60 млрд долларов в год. Самую скромную оценку (без учета нефтепродуктов) озвучило издание Reuters. Они считают, что за год нефтяного эмбарго РФ лишат 22 млрд долларов прибыли.