Война с НАТО или вымысел об "имперском величии": возможные сценарии в "битве" за Сувалкский коридор
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Проблема транзита подсанкционных товаров через Литву в Калининградскую область все еще остается нерешенным вопросом, вызывающим беспокойство как в политических кругах Европы и мира, так и среди рядовых граждан многих стран.
Для России это достаточно мощный удар по имиджу в глазах собственного электората. Во-первых, политическое руководство РФ должно как-то реагировать на это, а во-вторых – как-то решать проблему дефицита товаров. Для РФ Калининградская область является полуэксклавом, означающим наличие выхода к морю и сообщения морскими путями, которые в таком случае запрещено блокировать по нормам международного морского права. Следовательно, полной блокады поставок области не было и, пожалуй, не будет.
Однако проблема в том, что великая Россия пока технически не способна организовать надлежащие поставки морским путем, а в случае их организации они будут экономически невыгодными, ведь из Калининградской области корабли будут ходить пустыми из-за отсутствия там ресурсов и товаров для вывоза. В этом и состоит дальновидная цель западных санкций – сделать невозможным или максимально невыгодными экономические, финансовые и логистические процессы государства-агрессора.
В политическом измерении для решения этого вопроса Россия, как всегда, прибегла к военным угрозам и запугиваниям через штатных пропагандистов, политиков и дипломатов, также были проведены учения военных и морских сил, расположенных в Калининградской области. В отечественной и западной прессе активно муссируются слухи о том, что Еврокомиссия под влиянием Германии, которая опасается перспектив обострения в регионе, может сделать исключение для транзита в Калининград, но пока реальных шагов для этого сделано не было, хотя такие дискуссии ведутся.
Военное вторжение и война с НАТО
Многих волнуют риски военного обострения, а именно возможных ударов по территории Литвы и пробитие сухопутными силами РФ наземного сообщения через т. н. "Сувалкский коридор" – кратчайший путь доступа в Калининградскую область.
Все это грозно выглядит в заявлениях российских пропагандистов и политиков, но в реальности есть целый ряд факторов, делающих возможную военную угрозу в этом регионе очень маловероятной, по крайней мере, в ближайшее время.
Во-первых, Литва является членом НАТО, и нападение на ее территорию будет считаться нападением на всех членов Североатлантического альянса. Существует мнение, что 5 статья устава НАТО может не сработать, страны-участники блока не отважатся на открытый конфликт с РФ, но оперативные планы защиты Сувалкского коридора отрабатываются с момента вступления Литвы, Латвии и Эстонии в НАТО в 2004 г.
Вероятный захват этого коридора противником отрезает сразу три балтийских страны от сухопутного сообщения с территорией НАТО, поэтому стратегическая важность защиты этого района чрезвычайно высока, почти приоритетна. Не вдаваясь в детали, можно констатировать, что Сувалкский коридор защищает достаточно мощные силы польской и литовской армий, а также многонациональный контингент сил НАТО с участием немецких, французских, бельгийских, голландских, чешских, хорватских и норвежских подразделений. Без столкновения с этими силами российская армия не сможет пройти в Калининград, а война с НАТО явно не входит в текущие планы России по очевидным политическим и военным соображениям.
Во-вторых, у России нет прямых границ с Литвой, кроме самой Калининградской области, но военных сил, сосредоточенных там, явно не хватает для успешного и какого-либо проведения такой операции. То есть России придется достаточно долго формировать ударную группировку на территории Беларуси, что достаточно тяжело с точки зрения логистики и точно не останется незамеченным для разведки стран НАТО.
Провести операцию силами беларусской армии практически просто нереально. Лукашенко, согласно его риторике, ожидает нападения со стороны Польши и Украины, поэтому его небольшие силы брошены на прикрытие этих границ, а боеспособность военных сил РБ очень невысока. Очевидно, что беларусский диктатор не желает военного противостояния с НАТО еще больше, чем такого же противостояния с Украиной.
Третьим, и не менее важным фактором, является то, что наиболее боеспособные силы РФ сейчас сконцентрированы в Украине, преимущественно на восточном направлении. Они несут значительные потери в технике и живой силе, тратят значительное количество боеприпасов, особенно технологических – ударных ракет, средств ПВО и т.д. Усиление оккупационного контингента на территории Украины происходит за счет слабо подготовленных добровольцев и резервистов, а также расконсервированной военной техники старых образцов.
Со вступлением в НАТО Швеции и Финляндии Балтийское море почти полностью оказалось под огненным контролем противокорабельных ракет, авиации, ПВО и флотов стран НАТО, что делает участие Балтийского флота РФ в операции чрезвычайно рискованным или почти невозможным.
Все это свидетельствует о неготовности и невозможности со стороны России вести масштабные сухопутные военные действия на другом театре боевых действий без длительной передислокации значительных сил с территории Украины, что подвергает их риску и ослабления, и дальнейших поражений на целых участках фронта.
Следовательно, можно очертить три наиболее вероятных сценария развития событий относительно блокады Калининградской области, наиболее вероятными из которых представляются первые два:
1. Россия продолжает угрожать, чтобы рядовой житель РФ не забывал об имперском величии, но по факту молча налаживает невыгодный для себя, но необходимый морской транзит грузов и ресурсов.
2. Российские угрозы достигают цели, и Европейский Союз делает исключение в санкционных нормах для транзита в Калининградскую область.
3. Военный вариант – пробить сухопутный коридор армейскими силами РФ с территории анклава и Беларуси, но вероятность этого весьма низка по причинам, описанным выше.
И уже 13 июля Еврокомиссия опубликовала разъяснение, согласно которому фактически разрешается железнодорожный транзит при определенных условиях и при осуществлении необходимого контроля (что означает невозможность больших поставок военных грузов). Вместе с тем сохраняется запрет на транзит автомобильными путями, то есть о полном снятии "санкционной блокады", по крайней мере, пока речь не идет.