В Египте заканчиваются деньги и продукты. К сентябрю страна может рухнуть
В Египте заканчивается продовольствие и еще быстрее заканчиваются деньги, на которые его можно было бы купить. Самая густонаселённая страна арабского мира демонстрирует все симптомы национального банкротства — такого, которое дало гиперинфляцию в нескольких латиноамериканских государствах в 1970-е гг. и 1980-е гг., с одним смертоносным отличием: Египет импортирует половину необходимой ему пшеницы, и коллапс внешнего кредитования означает голод.
Гражданское насилие, наблюдаемое нами в прошедшие несколько дней, предвещает намного большее ухудшение положения.
Арабские восстания начались на фоне ненадёжности снабжения продовольствием, поскольку растущий спрос Азии установил такую цену, что вытеснил арабскую бедноту с зернового рынка. Хаотические политические отклики угрожают подорвать поставки продовольствия в относительно короткие сроки. Насилие улицы в египетской политике станет скорее нормой, чем исключением. Все рассуждения о будущей политической модели Египта и его перспективных отношениях с Израилем останутся в тени неспособности страны прокормить себя.
Египетская политическая проблема — насилие по отношению к коптским христианам, возрождение исламизма, а, например, военная угроза Израилю — не показатель экономического провала. Все они мало что значат сами по себе. Но даже исламистам надо кушать, и каковы бы не были политические сценарии, которые могло бы вообразить радикальное крыло египетских политиков, все они будут сорваны голодом.
Министерство солидарности и социальной справедливости уже формирует «революционные комитеты», чтобы вершить правосудие улицы в отношении булочных, торговцев пропаном и уличных торговцев, «запрашивающих цену большую, чем она предписана по закону», — сообщила 3 мая Федерация египетского радио и телевидения.
Согласно заявлениям министерства «цены на хлеб и бутан контролируются бандитами», и «народные комитеты» призваны их остановить. Плакаты на египетских новостных сайтах сообщают о резком росте цены на хлеб, намного превосходящем 11,5% инфляции, объявленной в апреле центральным банком страны. И рост цен на баллоны с пропаном довёл стоимость этого наиболее широко используемого для приготовления пищи топлива до запретительного уровня.
Коллапс египетской кредитной репутации перекрыл финансирование продовольственного импорта - по словам председателя национальной холдинговой компании по производству продовольствия Ахмед аль-Ракайби. Он предупредил о «резком сокращении производства продовольственных товаров, производимых на местном уровне, как и о снижении импорта многих товаров, в особенности — домашней птицы, мяса и масла». По данным национального статистического агентства, в наличии - всего месячный запас риса и четырёхмесячный запас пшеницы.
За первые три месяца этого года валютные резервы страны сократились на 13 миллиардов долларов США, или грубо — на треть, как 5 мая сообщило «Рейтерс». Страна потеряла 6 миллиардов официальных и 7 миллиардов неофициальных резервов, и теперь на конец апреля обладает всего лишь 24,5 миллиардами. Утечка капитала, возможно, объясняет большую часть столь быстрого спада. Египетская валюта с января упала всего на 6% (несмотря на существенную утечку капитала) благодаря рыночным интервенциям центрального банка, но быстрое сокращение резервов неизбежно.
При такой скорости к сентябрю Египет рухнет.
В 2009 г. Египет импортировал товаров на 55 миллиардов долларов США, а экспортировал всего на 29 миллиардов. При скачке цен на товары и энергию тот же объём импорта будет стоить существенно дороже. В 2009 г. Египет закрыл торговую разницу 15 миллиардами доходов от туризма и почти 8 миллиардами переводов от египетских рабочих за рубежом. Но на нынешний день уровень туризма составляет всего лишь часть от уровня прошлых лет, объём переводов упал почти наполовину из-за высылки египетских рабочих из Ливии. Даже при отсутствии утечки капитала Египет недосчитывается, вероятно, 25 миллиардов долларов США в год.
Контроль за ценами и обесценивание валюты могут стать прибыльными для оптовиков, включая некоторых работников государственных компаний, нелегально экспортирующих рис и масло для приготовления пищи. По сообщениям «Дейли аль-Ахрам» накапливание оптовиками риса в этом году подтолкнуло цены на зерно на 35%, причём по 200 контейнеров в день продавалось в Турцию и Сирию.
«Происходит следующее, — заявляет газета — эти торговцы запасают основные товары, подобные рису и ячменю, складируют в огромных количествах в амбарах, и не желают отправлять рис на мельницы, т.е. придерживают, чтобы поднять цену этого стратегического товара». В статье «аль-Ахрам» под заголовком «Заговор в целях монополизации риса» требуется фактически полный досмотр контейнеров, покидающих египетские порты.
Дальнейшее предсказуемо. Раз для контроля за торговцами правительство полагается на молодёжь с оружием, то сокрытие только усилится. Египетская революция снесла торговую элиту, правившую страной прошедшие 60 лет, а эта элита найдёт способ (насколько это возможно) перевести большую часть своего богатства в безопасное место. Нормальные цепочки распределения будут нарушены, и «революционные комитеты» станут контролировать всё более скудные запасы. Фермеры не получат топлива и удобрений, и внутреннее производство окажется недостаточным.
Египетское правительство обратится в Международный валютный фонд и другие агентства помощи за займами, по сообщениям правительство запросит 7 миллиардов долларов для переживания временных трудностей, и за иностранные деньги, в лучшем случае, купит отсрочку на несколько месяцев. Произойдёт коллапс оборота; правительство напечатает IOU (долговые обязательства), чтобы пережить временные трудности; а египетская улица откажется от IOU, поскольку страна обратиться к бартеру.
Всё будет похоже на латино-американские банановые республики, только без бананов. Это не шутка: немногие действительно голодали до смерти при латиноамериканской инфляции. А Египет, импортирующий половину пшеницы и огромную часть остального продовольствия, будет реально голодать.
Революции не только пожирают собственных детей. Они убивают огромное количество обычных людей. По оценкам в голоде 1921 года российская гражданская война убила 5 миллионов человек, и жертвы такого же порядка возможны и в Египте. Половина египтян живёт на 2 доллара в день, и эти два доллара готовы обвалиться вместе с национальной валютой, а результат станет катастрофой библейских масштабов.