Саммит G20: путь к исключению России и конфронтация внутри "двадцатки" между группами влияния

Саммит G20: путь к исключению России и конфронтация внутри 'двадцатки' между группами влияния

Неспровоцированная агрессия России против Украины стала главной причиной замедления процессов восстановления мировой экономики и встретила решительное осуждение многих участников встречи министров финансов G20 на Бали.

Такой вывод можно сделать и из заявления Индонезийского председательства G20 по итогам состоявшейся 15-16 июля 2022 года встречи министров финансов и руководителей центробанков "Группы двадцати" с участием ряда приглашенных международных организаций и других стран, включая Украину.

"Репетиция" перед осенним саммитом

"Многие члены (G20) согласились с тем, что восстановление глобальной экономики было замедлено и сталкивается с масштабным откатом назад в результате войны России против Украины, которую (войну) они решительно осудили и призвали положить ей конец. Участники G20 подтвердили обязательства по использованию всех имеющихся политических инструментов для решения текущих экономических и финансовых вызовов, включая риск продовольственной опасности", – говорится в итоговом документе.

В то же время предстоящий саммит G20 в ноябре этого года становится предметом обсуждения кандидатов на пост премьер-министра Великобритании. Так, глава МИД Британии Лиз Трасс стала единственным кандидатом в премьеры, которая на дебатах заявила о готовности встретиться с президентом РФ Владимиром Путиным на встрече G20.

"Я была готова осадить Сергея Лаврова. И я готова сказать непосредственно Путину и вызвать его на разговор с участием таких крупных стран, как Индия, Индонезия. Таким образом, я поеду туда и вызову его на разговор", – подчеркнула Трасс в своем выступлении на британском телевидении.

С другой стороны, другие кандидаты на пост главы британского правительства на дебатах были категоричны в своих заявлениях. Так, замминистра по международной торговле Пенни Мордонт отметила, что не стала бы встречаться с российским президентом в нынешних обстоятельствах. Том Тугендхат, глава Комитета палаты общин, отметил, что пока неправильно садиться за стол переговоров. Фаворит же премьерской гонки Риши Сунак напомнил, что на встрече министров финансов G20 он бойкотировал участие российской стороны и будет придерживаться этой позиции и дальше.

Определенные контуры ожиданий от предстоящего саммита G20 в ноябре уже сейчас начали озвучивать некоторые чиновники, в частности министры правительств Франции и США.

"Для большинства членов G20 Россия потеряла какую-либо легитимность как член этой группы, когда президент Путин принял решение нарушить границы Украины. Это не изменится, пока эта страна будет продолжать умышленные нападения на суверенное государство и его гражданское население: поведение российской армии возвращает нас в один из самых темных периодов в истории…" – отметила министр иностранных дел Франции Катрин Колонна.

Также она констатировала, что "глобальные последствия войны в Украине привели к изменению парадигмы, которая бросила беспрецедентный вызов для G20, когда президент Путин решил превратить доступ к продовольствию и энергии в оружие, как никогда раньше".

Министр финансов США Джанет Йеллен на форуме G20 на Бали заявила, что руководители Минфина России несут ответственность за последствия войны в Украине. Она осудила жестокую и несправедливую войну, развязанную Россией в Украине, и заявила, что на руководителей российского министерства финансов, участвующих во встрече стран G20, возложена ответственность за ужасающие последствия войны, которые ощущает весь мир.

Итак, несмотря на отсутствие совместного коммюнике министров финансов стран G20 по войне против Украины из-за позиции Китая, Индии и ЮАР, совершенно четко прослеживается непоколебимая позиция правительств стран коллективного Запада не только по всесторонней поддержке Украины, но и продолжению санкционного давления на РФ как ответственности за акт агрессии.

При этом одной из главных интриг предстоящего саммита G20 остается вопрос участия в нем президента России. Правительство США настоятельно просит принимающую саммит Индонезию исключить появление на нем Путина, однако президент Индонезии Джоко Видодо уже пригласил российского лидера, и тот принял приглашение.

Что касается Украины, то президент Владимир Зеленский принял приглашение на саммит "Группы двадцати" и надеется, что мероприятие состоится без участия России, поэтому окончательное решение будет зависеть от ситуации в Украине и от состава участников мероприятия.

Соответственно с большой вероятностью можно предположить, что российский президент не захочет посетить саммит лично, опасаясь обструкции со стороны представителей западных стран, как это произошло недавно на форуме G20 с главой МИД Лавровым. С другой стороны, отказ от участия также будет проявлением слабости Путина, поэтому он может выбрать формат видеоконференции.

Борьба за "нейтральные" страны

В целом участники Большой двадцатки поляризовались по трем неоднородным группам, две из которых – Россия и весьма опосредованно Китай – находятся в жесткой конфронтации со странами Запада и ведут ожесточенную борьбу за приверженность третьей группы т. н. "нейтральных" по отношению к войне в Украине стран – Аргентины, Бразилии, Индии, Индонезии, Мексики, ЮАР и Саудовской Аравии. Собственно и сам Китай прогнозируемо будет на стороне тех, чьи чаши весов будут перевешивать. Однако украинской дипломатии также следует активизировать усилия по этому направлению, в частности, наконец назначить полномочного посла в Китайской Народной Республике.

Следовательно, контуры предстоящего саммита G20 во многом будут определяться на украинском фронте и будут зависеть от успехов ВСУ, ситуации с разблокированием украинских морских путей и решения продовольственного кризиса. РФ, в свою очередь, прогнозируемо усилит энергетический шантаж европейских стран перед наступлением зимы. До этого у ЕС еще остается время, чтобы подготовиться путем накопления ресурсов и продолжить постепенное, но окончательное сокращение энергозависимости от России.

Также уже сильнее звучат мнения политиков и экспертов о потенциальном исключении РФ из "Большой двадцатки". Конечно, политическим путем это сделать не удастся, однако у этого вопроса существует и другой сценарий. Совместные санкционные усилия западных демократий должны привести к такой деградации российской экономики, чтобы РФ не смогла занимать место в G20 по причине именно количественного несоответствия показателей ее экономики.