Тема протестов 5 мая "Он нам не царь" - одна из топовых в России. Но для того, чтобы разобраться с тем, что произошло, могу только одно сказать: Россия - страна сюрпризов. Это единственное правило, которое было подтверждено, и вот почему.
Буквально накануне этих протестов, вплоть до 4-го мая, мне не раз доводилось читать недоуменный вопросы: а почему этот протест именно 5 мая? Ну, испортим Путину настроение перед инаугурацией, что за детство? Почему Навальный не выводил своих сторонников на протесты, скажем, 25 декабря прошлого года, когда ему совершенно в нарушение конституции отказали в регистрации кандидатом в президенты? Почему не было протестов в конце февраля или в начале марта, когда сети зашкаливало от количества материалов о том, как людей заставляют идти на выборы? Почему этих протестов не было 19 марта, когда вскрылись совершенно вопиющие факты вбросов? Люди не понимали, причем это недоумение исходило как от сторонников, так и от противников Навального - имеется в виду от вменяемых. Я тоже высказывал такое недоумение, не мог понять смысла этой акции. Однако то, что произошло 5 мая, если можно так выразиться, ближайший смысл отодвинуло на второй план. И вот почему.
Во-первых, никто не ожидал, что на неразрешенную акцию выйдет столько людей. Напомню, на пике протестов в конце декабря 2011 года против нечестных выборов на проспекте Сахарова в Москве вышло больше 200 тыс. человек. Сейчас в Москве вышло по разным оценкам от 15 до 20 тыс. человек, а то и больше. Это очень много.
Вышла в основном молодежь. Пропагандисты говорят, что вот Навальный опирается на так называемую "школоту". Так вот, чтобы понять, почему это важно, хочу обратить внимание на один факт, который на первый взгляд не имеет отношения к делу.
Дело в том, что в 2011-м году были модными в интернете опросы, которые выясняли, какая часть россиян хочет уехать из России. Тогда выяснилось, что процент россиян, которые уезжают и хотят уехать из России, невелик. На тот момент число уехавших было меньше 37 тысяч человек.
Но обратила на себя внимание одна цифра при ответе на один вопрос – это среднее число людей, которые не заявили о том, что не хотят уезжать: они сказали, что не могут уехать, потому что у них есть какие-то причины - личные, финансовые, социальные и т.д. Но заметьте: эти люди не сказали, что они не уедут из России ни при каких обстоятельствах. Количество людей, которое так ответило, в 2011-м году составляло приблизительно 13-14%. И социологи, и социальные психологи сходились во мнении, что это вполне репрезентативные данные.
Так вот, по данным только на 2015-й год из России уехало свыше 350 тысяч человек. А вот сколько людей сейчас так ответят – типа, они хотели бы, но не могут уехать! - вам сейчас никто не скажет, потому что социология в авторитарном обществе не работает априори.
Тем более давайте не забывать, что ответ "я хочу уехать, но не могу" будет являться в путинской России социально неодобряемым. Обратите внимание, что по всем данным сейчас уезжают молодые, креативные и образованные люди. Соответственно те, кто может уехать, они либо собираются уезжать, им плевать на все это, либо остаются те, кто не может уехать.
Почему это важно? А потому, что, по сути дела, вышли молодые люди. А почему они вышли? Потому что их загнали в угол. Они не могут уехать, у них нет социальных лифтов, в России они не работают, на что им рассчитывать? Это по сути уже жест отчаяния, и люди вышли, потому что им деваться некуда.
В этом плане я полностью согласен с моим коллегой Александром Стрыгиным, который сказал: "Это реальный тектонический здвиг".
Я напомню, что за минувшие 6 лет произошло очень резкое ужесточение законодательства из серии "больше трех не собираться", резкое ограничение интернета. Но давайте не будем забывать, что интернет тоже очень важный элемент в жизни современного общества. Все больше и больше молодых людей уходят во фриланс - это косвенно подтверждает Росстат. По его данным порядка 30 млн россиян вообще непонятно чем занимаются. Т.е. читай: фриланс - самозанятые. Вот о чем идет речь. Это первый момент.
Второй момент, который, я считаю, также очень важен. Это то, что впервые для разгона протестующих были применены не силы полиции, а силы так называемых казаков. Это очень тревожная тенденция Оказывается, их профинансировала московская мэрия, им было выделено 15,9 млн рублей на так называемое патриотическое воспитание, на охрану общественного порядка и т.д. Так вот куда пошли эти денежки! Но это крайне тревожная тенденция. Почему? А вот почему.
Во-первых, потому, что мы видим, что эти действия, которые сейчас предпринимает руководство Москвы в частности — точь-в-точь повторяют опору на хунвейбинов Мао Цзэдуна времен культурной революции. Напомню, многочисленные отряды хунвейбинов специально создавались для борьбы с противниками Мао Цзэдуна. Формально основой их действий было учение Мао Цзэдуна, но на практике они опирались только на физическое насилие.
Читайте:
Чтобы Путин мог похвастаться: Крымский мост ляжет на плечи россиян
Но проблема была в том, что когда весной 1966 года началась так называемая культурная революция в Китае, основой которой были отряды хунвейбинов, действовавших с крайней жестокостью, то к осени 1967 года, т.е. через полтора года, они вышли из-под контроля. Причем китайская полиция уже не могла с ними справиться. И если в начале 1966 года тогдашний министр госбезопасности поднебесной Се Фунджи говорил, что мы не должны мешать им, то потом он разводил руками и говорил, что мы не можем с ними справиться.
Все это привело к тому, что 19 августа 1967 года возле г. Гуйлинь состоялось сражение между бандами хунвейбинов и 30-титысячным контингентом Народно-освободительной армии Китая. Вдумайтесь, 30 тысяч — это очень серьезная военная группировка.
И здесь будет то же самое. Потому что подобного рода публика, почувствовав "вкус крови", не остановится, они будут это продолжать. Но проблема в том, что мне в последние дни после 5 мая доводилось читать поистине страшные комментарии в соцсетях. Я не только не могу их назвать, но я даже по российскому законодательству не могу даже процитировать, что эти люди — в возрасте, спокойные, рассудительные! — говорят. Если конспективно, то они говорят, что если их ребенка или супруга подобного рода субъект ударит нагайкой, то они будут "совершать противоправные действия по отношению к вот этой публике". Причем меня поразило то, что один из комментаторов написал вообще страшную вещь — что он даже не будет разбираться: бил конкретно этот господин в ряженой форме моего близкого человека или ребенка, или он просто из их стаи.
Т.е. мы идем фактически к гражданскому противостоянию. В этом месте я опять оседлаю своего любимого конька, скажу о возможном грядущем обвале рубля и обвале экономики. На сегодняшний день многие серьезные аналитические сайты публикуют прогнозы роста курса доллара по отношению к рублю. Сейчас его держат из последних сил и убежден — будут держать до окончания мундиаля. Но вот что произойдет потом, я не знаю.
А вот в подобного рода ситуации, когда страна входит в экономическую турбулентность, в ситуации гражданской нестабильности это чревато реальной гражданской войной.
Я все время вспоминаю распад СССР. Да, были тогда межнациональные конфликты, были тогда горячие точки на территории бывшего СССР. Но их было относительно немного, и гражданской войны как таковой не было. Не было социального противостояния. Но таковое сейчас закладывается, что меня лично пугает больше всего, именно основа для гражданского противостояния. При этом, к величайшему сожалению, российское руководство с упорством, достойного лучшего применения, игнорирует не отдельных молодых людей, не конкретно Навального, не лично ФБК, а целый пласт российского общества. Пласт общества, у которого нет возможности как-то вырасти, возможности профессиональной реализации.
В этом отношении я хочу обратить внимание еще на одну деталь. Как сейчас Кремль воюет с тем же Telegram. Он уже заявил, что на очереди Viberи Facebook. Минуточку, но молодежь живет в интернете. Мне часто упоминают: "Юра, а не противоречишь ли ты сам себе, когда утверждаешь такое? Хотя несколько недель назад вы же с коллегами проводили опрос на улицах Саратова, и там молодые люди сказали — да проживут они без интернета!". Люди часто не понимают, что такое интернет, и чем это чревато.
И поэтому в данном случае я считаю, заложена очень серьезная мина замедленного действия именно в российское общество. И при этих условиях Навальный (вот мы и подходим к третьему выводу из событий 5 мая) как раз завладел полностью повесткой дня. Он подтвердил свой статус политика федерального уровня, при этом ничего не делая, не занимаясь черный пиаром он просто доказал то, что все вот эти Собчак, Грудинин и т. д. - назовем вещи своими именами — это действительно политические спойлеры, которые рассматривать всерьез — себя не уважать.
Поэтому тут можно сказать только одно, резюмируя все вышесказанное. К сожалению, мы вошли в период политической нестабильности, политической турбулентности. Может ли власть закручивать гайки? Да, может. Но к чему это приведет, я не знаю. Здесь можно только одно сказать — посмотрим.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...