УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Аблотия Тенгиз
Аблотия Тенгиз
Грузинский журналист

Блог | Можете произносить заклинания, проводить молебны, но роста не будет

Можете произносить заклинания, проводить молебны, но роста не будет

Известно, что во многих странах, схожих по уровню развития, есть отдельные темы, становящиеся непререкаемыми священными коровами, преклониться перед которыми стремятся все кому не лень, и, конечно, политики в первую очередь.

Видео дня

На постсоветском пространстве одной из таких почти сакральных тем является малый и средний бизнес. Вы не найдете ни одного политика, который не говорил бы об этом. Малый и средний бизнес уже почти официально объявлен единственным средством спасения хилых постсоветских экономик от окончательного развала и возведен в ранг святых.

Что надо делать для создания рабочих мест? Развивать малый и средний бизнес. Что надо делать для выхода экономики из кризиса? Развивать малый и средний бизнес. Как можно добиться роста производительности и реального сектора экономики? Ясное дело, и тут панацея и манна небесная в одном лице – малый и средний бизнес.

Вокруг малого и среднего бизнеса совершают ритуальные танцы все политики, экономисты, эксперты, да и просто болтуны, ради него создают законы, вводят льготы, его освобождают от налогов. Одних заклинаний, произносимых за последние 30 лет, должно было быть достаточно для того, чтобы у малого-среднего бизнеса выросли крылья и он взлетел в воздух.

Но… Как говорится, что ни делай, не идут дела, крокодил не ловится, не растет кокос... Коллективные танцы вокруг костра не помогают, и малый-средний бизнес застыл на одном месте на уровне мелкой торговли, ресторанов и салонов красоты.

На самом деле, представление о том, что малый и средний бизнес чудесным образом спасет страну от бедности, – это очередной постсоветский миф. Настолько прижившийся, что его повторяют автоматически, не вдумываясь в смысл сказанного.

Читайте: Украина не только не Россия, но и не Грузия

Что ж, давайте разбираться. Первая проблема – неадекватное восприятие самого понятия "малый и средний бизнес". Именно оно порождает несбыточные иллюзии в странах типа Грузии, когда все с восторженным придыханием произносят фразу "80% рабочих мест в Германии – это малый и средний бизнес". Что ж, так оно и есть, не только в Германии. Но что мы имеем в виду под понятиями "малый и средний бизнес?"

Грузия населена людьми с психологией мелких лавочников. Здесь все на свете – мелкое. Проезжайте по Тбилиси и посмотрите: сотни маленьких автосервисов, цехов по сборке того и того, микроскопические торговые объекты. Там, где в цивилизованных странах один высокотехнологичный крупный объект, в Грузии – тысяча маленьких, где работает практически полуграмотное население, которое считает, что слово "технология" – это ругательство и борьба против национальной идентичности.

В противовес этому тот самый малый и средний бизнес в Германии, те самые 80%, это не только магазины, рестораны и салоны красоты. Это еще и предприятия, где работают до 150 человек, довольно приличные заводы стоимостью в десятки миллионов евро.

Это они на фоне BMW или Siemens – малые и средние, а по меркам Грузии – вполне себе крупные. На их создание нужны многомиллионные инвестиции, высококвалифицированные инженеры, рынки сбыта, словом, все то, чего нет...

Второе – это то, на что в Грузии вообще никто не обращает внимание. Кроме вышеуказанных небольших (по немецким меркам) предприятий, малый и средний бизнес в развитых странах играет роль помощника бизнеса крупного.

Вот, стоит в Мюнхене завод BMW, крупное мегапредприятие. А вокруг, там же в Мюнхене, – сотни небольших предприятий, производящих для BMW резиновые детали, чехлы для сидений, болты и гайки для моторов, зеркала заднего вида и прочие мелочи, без которых не обойтись.

Читайте: Почему бы Саакашвили не потребовать забрать его в Грузию?

Там же, в Мюнхене, работают строительные компании, которые строят дома для сотрудников BMW и компаний, работающих на BMW; рестораны, в которых обедают сотрудники BMW и компаний, работающих на BMW; школы, детские сады, салоны красоты, супермаркеты... Словом, целая индустрия малого и среднего бизнеса, локомотивом которой в конечном итоге является именно мегакорпорация, без которой ничего бы не было.

Пусть никого не вводят в заблуждение цифры о 80%. Реальным локомотивом экономик развитых стран является именно крупный бизнес, вне зависимости от процентов. Это все равно, что убрать у поезда локомотив и сказать – "Ну, что там, большое дело, локомотив – он же один, а вагонов – десять".

Вы не найдете в мире ни одной страны, которую поставил на ноги малый и средний бизнес. И тем более это невозможно в Грузии.

Сегодня, в реальности, все обстоит ровно наоборот – стране нужен именно крупный и мегакрупный бизнес. Большие предприятия, большие гостиницы (пусть недорогие, но большие), гигантские гидроэлектростанции, огромные фермы по несколько десятков гектаров, крупные иностранные инвестиции в сельское хозяйство.

Необходимость этого мы видим каждый день и испытываем на себе. Почему любой турецкий продукт дешевле грузинского? Притом что в Турции электроэнергия дороже, зарплаты в разы выше, налоги выше, добавьте к этому транспортные и таможенные издержки. А все равно получается дешевле.

А все потому, что турецкое сельское хозяйство – крупный бизнес, фермы по сотни гектаров, соответственно, большой оборот и низкая себестоимость. А грузинское недоразумение, непонятно с какой стати называемое "сельским хозяйством", – это мелкие приусадебные участки, необразованное и глухое сельское население, для которого предел мечтаний – собрать пару тонн яблок и продать их возле тбилисских станций метро. Ну, или в Россию.

Таких примеров – огромное количество. В Грузии делают неплохую мебель, но она не может конкурировать с импортом, потому что здесь – это маленькие цеха, общая производительность которых меньше, чем час работы на "ИКЕА".

Читайте: Финансовый груз: Россия хочет вернуть Донбасс в состав Украины

Почему в сетевом "Карфуре" любой продукт дешевле, чем в задрипанном деревенском магазине? Та же причина – оборот позволяет.

И вот – противоположный пример, один из немногих секторов экономики Грузии, где местные производителя теснят импортеров, – это птицеводство, на 100% состоящее из крупных предприятий. Надо наконец признать, что все эти заклинания по поводу малого и среднего бизнеса на данном этапе – пустое сотрясание воздуха, и здоровый процесс будет идти именно в противоположном направлении.

Бизнес должен идти в направлении максимального укрупнения, гиганты должны поглощать мелкую рыбешку. И лишь после этого есть возможность дать толчок развитию малого и среднего бизнеса.

А пока что можете произносить заклинания, проводить молебны и бегать вокруг костра с бубенчиками. Толку от этого не будет никакого...

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...