УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Китайский лидер приехал в Москву торговаться о газе

1,3 т.
Китайский лидер приехал в Москву торговаться о газе

Главной темой визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Россию, начавшегося в среду, будет контракт на поставку в Поднебесную российского газа.

Главы "Газпрома" и китайской China National Petroleum Corporation (CNPC) Алексей Миллер и Цзян Цземинь подписали предварительное соглашение 27 сентября 2010 года во время визита в Пекин Дмитрия Медведева. Однако документ не содержит главного - цены.

В апреле этого года, после встречи с Ху Цзиньтао на саммите БРИКС и Азиатском экономическом форуме, Медведев сказал, что "достигнута договоренность интенсифицировать работу по западному и восточному маршруту поставок газа до конца года".

Тяжелый торг

В мае, после переговоров Владимира Путина и вице- премьера КНР Ван Цишаня, пресс-секретарь главы российского правительства Дмитрий Песков сообщил журналистам, что "формулу цены еще предстоит досогласовать".

В воскресенье и во вторник прошли три раунда переговоров между Миллером и прилетевшим в Россию раньше своего президента Цзян Цземинем. Никаких подробностей обнародовано не было.

Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин полагает, что договориться не удастся и теперь, а если это все же произойдет, то за счет уступок российской стороны.

Москва заинтересована в контракте больше, чем Пекин, говорит эксперт.

Грандиозные планы

Российский вице-премьер Игорь Сечин ранее сообщил, что прошлогодняя договоренность подразумевает поставку в Китай 68 млрд кубометров газа в год в течение 30 лет. Почти половина этого объема - 30 миллиардов кубометров - должны поступать в северо-западную провинцию Синьцзян из Западной Сибири по трубопроводу "Алтай", а 38 миллиардов - с месторождений Восточной Сибири, Дальнего Востока и шельфа Сахалина.

Приоритетным для России является "западный маршрут", который может заработать уже в 2015 году. Китайцы, со своей стороны, больше заинтересованы в поставках на индустриальный и многолюдный северо-восток страны.

Но главным камнем преткновения являются ценовые разногласия, обусловленные высокой себестоимостью добычи и транспортировки газа в России.

По мнению аналитиков, Китай заинтересован в диверсификации энергопоставок и замене газом экологически вредного угля, но не готов существенно переплачивать.

Высокая себестоимость

"Никаких экономических предпосылок для внятного контракта не существует, - уверен Михаил Крутихин. - Китайцы хотят платить столько, что это будет ниже себестоимости добычи и доставки газа".

Участники переговоров не раскрывают обсуждаемые ценовые параметры, но, по данным Крутихина, китайское предложение составляет 165-180 долларов за тысячу кубометров. По подсчетам аналитиков "Газпрома", для самоокупаемости, не говоря уже о прибыли, газ на китайской границе должен стоить 220-230 долларов за тысячу кубометров.

Китай намерен увеличить закупки газа в Туркмении до 40 млрд кубометров в год, а также заключил контракты на импорт сжиженного природного газа (СПГ) из Австралии и с Ближнего Востока и трубопроводные поставки из Бирмы.

"Так зачем китайцам идти на уступки? - рассуждает Крутихин. - Из Средней Азии они получают газ по 165-195 долларов за тысячу кубометров. Внутреннее производство растет. Ожидается, что к 2015 году они будут иметь профицит в снабжении газом внутри страны. Они могли взять некоторое количество российского газа для приграничных районов, но только если цена будет конкурентоспособной".

"Если все же контракт удастся подписать, это будет означать, что российское правительство даст значительные налоговые льготы "Газпрому" под данный проект. Таким образом, российский бюджет и российские налогоплательщики будут субсидировать потребителей газа в Китае".

Политический фактор

"Эта сделка нужна Владимиру Путину, чтобы реализовать его давнее обещание наладить альтернативный экспорт газа в азиатском направлении, - поясняет Крутихин. – Таким образом пытались нажать на Евросоюз, чтобы создать там режим наибольшего благоприятствования для "Газпрома".

В целях либерализации газового рынка ЕС проводит политику постепенного отказа от выгодных Москве долгосрочных контрактов с фиксированными ценами и запрещает поставщикам топлива владеть трубопроводами, к чему всегда стремился "Газпром".

"Устами Миллера Европе объявили, что, мол, если не будете принимать газ на наших условиях, мы его повернем в Азию, - говорит Крутихин. – Блеф и маниловщина, но теперь надо спасать лицо, потому что слишком уж разрекламированы эти проекты. Кроме того, когда начали строиться трубы на Дальнем Востоке, пошли неприятные разговоры, будто это делается, чтобы дать возможность "распилить" миллиарды дружественным компаниям-подрядчикам. Так что не исключено, что ценой налоговых льгот "Газпрому" правительство все-таки будет спасать "китайский вариант".

На западном направлении

Между тем, на традиционном для "Газпрома" европейском рынке его перспективы выглядят, если не сногсшибательно, то, по меньшей мере, удовлетворительно, рассказывает Крутихин.

"В Европе принимают очень активные меры по энергосбережению и освоению альтернативных источников энергии, но, как минимум, до 2030 года потребление газа по всем раскладам будет расти, - говорит он. - "Газпром", вероятно, сохранит свою долю рынка, составляющую чуть меньше 40% европейского газового импорта и 23-24 процента общего энергопотребления, а в абсолютных цифрах сможет даже нарастить поставки".