Демонтаж авторитарного наследия Назарбаева начался: Казахстан идет к региональному лидерству и строит 'антиРоссию'
1 сентября 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил с обращением к казахстанскому народу, в котором был провозглашен амбициозный курс на масштабные политические и экономические реформы, аналогов которым не наблюдалось пока ни в Казахстане, ни в других странах Средней Азии.
Заявления казахстанского лидера уже начали воплощаться в жизнь. 16 сентября депутаты мажилиса поддержали решение об утверждении только одного срока правления президента, но не 5 лет, а 7. Также возвращается старое название столицы страны – Астана. Название Нур-Султан было проголосовано в парламенте Казахстана 23 марта 2019 года. К тому же, по новым правкам, судьи Конституционного суда будут назначаться сроком на 8 лет без права повторного избрания.
Законопроект направили на подпись президенту.
Десятилетиями мы воспринимали постсоветские среднеазиатские государства исключительно как авторитарные, с пожизненными сроками пребывания у власти президентов, которые создавали локальные "культы личности", как это было в эпоху правления Туркменбаши. Однако план, озвученный президентом Токаевым, без преувеличения можно трактовать как потенциальный разрыв Казахстана с авторитарными практиками, в которых всегда была очень заинтересована путинская Россия. Именно авторитарные режимы бывших советских республик вроде Беларуси всегда были марионетками Кремля, и именно такая судьба готовилась для Украины во времена Януковича.
Одним из важнейших элементов перестройки политической системы Казахстана провозглашена довольно высокая для региона открытость власти. Поэтому есть шансы на постепенное развитие институтов гражданского общества, переход к массовой политике, усиление политического плюрализма через упрощение возможностей регистрации новых партий и т. д. Важное место здесь будет занимать демонтаж определенного "культа личности" предыдущего президента Казахстана Назарбаева, которому будет отведена более скромная и демифологизированная роль в истории страны.
Среди других анонсированных реформ можно назвать обновление судебной власти, трансформацию налоговой системы, внедрение новых систем социальной защиты, улучшение инвестиционного климата и ряд других изменений в важнейших сферах жизни общества. Однако наибольшее внимание привлекают конституционно-управленческие реформы, направленные на изменение принципов политического функционирования Казахстана. Это, в первую очередь, увеличение президентского срока в республике с 5 до 7 лет, но запрет двух сроков подряд. Предложено провести внеочередные президентские выборы осенью 2022, а в первой половине следующего года – внеочередные выборы парламента и органов местного самоуправления. Все это – своеобразный вызов не только традиционным среднеазиатским автократиям, но и россиянам и белорусам, чьи президенты узурпировали власть в своих странах уже более чем на двадцать лет каждый.
Фактически это избирательная программа Токаева на внеочередных выборах и стратегия развития Казахстана на следующие пару десятилетий по меньшей мере. Однако не стоит забывать, что этот ход позволит 69-летнему действующему президенту Казахстана остаться на своем посту еще 7 лет дополнительно к предыдущим трем. Этого срока должно быть достаточно для успешного запуска реформ, которые он озвучил.
В целом масштаб и глубина провозглашенных реформ в случае их успеха могут подтолкнуть к подражанию соседние государства, такие как Узбекистан и Туркменистан. Все это даст основания Казахстану претендовать на роль неформального лидера республик Средней Азии, обычно при серьезной экономической и политической поддержке со стороны заинтересованного в этом Китая. Кроме того, анонсированная "большая демократизация" Казахстана позволит стране значительно улучшить свой имидж в глазах Запада, что положительно повлияет на инвестиции и внешнюю торговлю страны.
Итак, в политическом смысле в Казахстане все более отчетливо вырисовываются контуры своеобразной "анти-России". Следует упомянуть, что президент Токаев не поддержал вторжение России в Украину, отказался от российского ордена на экономическом форуме в Санкт-Петербурге и там же публично не признал независимость "ЛНР" и "ДНР". Также Казахстан планирует помогать Европе с поставками энергоносителей и намерен транспортировать нефть в обход России. Вместе с тем президент Токаев отменил предварительные ограничения по изучению русского языка в казахстанских школах, снизив таким образом градус пропагандистского давления по этому вопросу. Конечно, тесное экономическое сотрудничество с Российской Федерацией разорвать невозможно, и политика многовекторности будет оставаться в приоритете, но опыт российской агрессии против Украины с 2014 по 2022 год Казахстан активно изучает и делает выводы.
Наиболее красноречивым признаком этого является временный запрет Казахстана на экспорт вооружений и военной продукции, что свидетельствует о том, что страна начинает готовиться к вероятному военному противостоянию. Регионы Северного Казахстана, в которых проживает большой процент русскоязычного населения, могут стать первыми целями в случае попытки РФ дестабилизировать ситуацию из-за общественных протестов по аналогии с т. н. "Л/ДНР". Недаром в тексте послания особо подчеркнуто: "Перед нами стоит особенно важная задача – сохранить суверенитет и территориальную целостность страны". И хотя в обращении к народу об этом не сказано, можно предположить планы по реформированию и усилению вооруженных сил Казахстана, а также его достаточно неплохой военной промышленности.
Поэтому следует констатировать, что на бумаге масштабные трансформации в Казахстане прописаны на довольно высоком уровне, остается главное – успешно претворить их в жизнь. Нет сомнений, что Кремль попытается затормозить эти общественные реформы всеми возможными средствами, ведь более или менее демократический и успешный Казахстан – это "опасный" пример для россиян, которых Путин снова возвращает к тоталитаризму и экономическим проблемам 90-х годов прошлого века. Поэтому задача всего цивилизованного мира и Украины в том числе – поддержать Казахстан на пути окончательного отказа от негативного советского наследия и влияния России.