Россия может вмешаться в конфликт в Венесуэле, который грозит перерасти в полноценную гражданскую войну.
Об этом пишет обозреватель американского внешнеполитического журнала National Interest Роберт Бекхусен. В своих заключениях эксперт опирается на публикации в российской военной прессе. Перевод статьи приводит сайт Newsader.
Политический хаос, насилие и полномасштабный экономический кризис охватывают Венесуэлу — страну, правительство которой является одним из важнейших союзников путинской администрации в Западном полушарии. Годы высоких цен на нефть помогли прокремлевскому правительству в Каракасе обеспечить приток миллиардов долларов и военную мощь, что позволило этой стране нарастить одни из самых боеспособных военно-воздушных сил в Латинской Америке, пишет эксперт.
Читайте:
Даешь майдан! Новые события революции в Венесуэле поразили соцсети
В то время как Китай хеджирует свои риски и начинает благосклонно относиться к венесуэльской оппозиции, Москва по-прежнему сохраняет тесные связи с правительством, в том числе через нефтяную промышленность. Однако в случае дальнейшего ухудшения ситуации Россия не смогла бы вмешаться с той же степенью интенсивности, что и в Сирии — главным образом из-за большого географического расстояния, говорится в статье.
Тем не менее, отмечает автор, возможность полного краха режима Николаса Мадуро все чаще обсуждается в российской военной прессе. В связи с этим обращает на себя внимание статья Константина Стригунова, опубликованная в июле 2017 года на страницах влиятельного журнала "Военно-промышленный курьер". В этой публикации обрисовываются варианты гипотетической венесуэльской гражданской войны.
National Interest обращает внимание, что этот текст Стригунова не является полным отражением государственной политики Путина, однако он рекомендует ее изучить с учетом того, что этот журнал весьма популярен у военных офицеров.
Прежде всего, Стригунов предполагает, что оппозиция Венесуэлы и ежедневные столкновения между протестующими и силами безопасности связаны с поддержкой со стороны Соединенных Штатов, якобы подпитывающих очередную "цветную революцию", направленную на свержение недружественного правительства (такие же обвинения в адрес своих оппонентов выдвигает и венесуэльское правительство. — Ред.). Не подтверждая свои тезисы какими-либо доказательствами, он пишет, что Россия должна готовиться к тому, что противникам Мадуро, которые, по мнению автора, получают поддержку "иррегулярных формирований наемников", наркокартелей и "внешних интересантов", удастся свергнуть венесуэльские власти.
"С точки зрения интересов России, приводимый сценарий крайне неблагоприятен, — уверен публицист. — Во-первых, в случае демонтажа правительства чавистов наша страна потеряет инвестиции. Во-вторых, происходит подрыв так называемого Боливарианского альянса для народов Америки (ALBA), то есть стран "левого поворота", одним из лидеров которого был в свое время Уго Чавес. Запуск деструкции Венесуэлы вполне способен стать триггером для аналогичных процессов на Кубе, в Боливии, Никарагуа, Эквадоре. В-третьих, серьезно ослабевают военно-политические позиции России в регионе".
Из этого Стригунов делает вывод, что в условиях, когда способности Москвы по вмешательству в ситуацию ограничены, в интересах России "содействовать нынешнему руководству страны в лице Мадуро, осуществляя посильную помощь самого широкого спектра".
Автор предлагает не ждать, "пока ситуация станет критической, как в Сирии в 2015-м, а принять превентивные меры в виде военно-разведывательной помощи Каракасу в борьбе с инсургентами".
"В наших силах найти точки соприкосновения с группировками левацкого толка, чтобы использовать их в прокси-режиме на стороне законного правительства Венесуэлы. Для этого необходимо наладить тщательную координацию между левыми режимами ALBA и, справедливо распределив финансовую нагрузку между участниками прочавистского движения, создать организованное сопротивление боевикам, поддерживаемым оппозицией, наркокартелями и их внешними покровителями", — предлагает автор, указывая, что "перечисленные меры станут единственным шансом сохранить свое присутствие в регионе" в случае революции.
Между тем, как указывает автор статьи в National Interest, в настоящее время именно мадуровские colectivos — проправительственные вооруженные ополченцы, которые развивались из поддерживаемых государством общественных организаций, — совершают нападения на оппозиционеров, а не наоборот. Эти формально независимые хорошо вооруженные мотоциклетные группы часто нападают на журналистов и антиправительственных демонстрантов. В июле они избили оппозиционных политиков прямо в здании парламента — в Национальном собрании, — открыто демонстрируя готовность использовать силу ради удержания власти.
"С каждым часом Мадуро становится более отчаянным", — заявил в мае 2017 года в Сенате США директор ЦРУ Майк Помпео.
Разумеется, Стригунов в своей статье не упоминает эту группировку. Нет и никаких доказательств того, что Россия поддерживает их напрямую — что маловероятно — или будет делать это в будущем. Тем не менее вполне возможно, что Москва решит поставлять оружие этим полувоенным формированиям. Следует иметь в виду, что в Венесуэле действует закон, разрешающий венесуэльскому правительству вооружать проправительственных ополченцев в случае переворота или гражданской войны. В этих условиях следует обратить пристальное внимание на тот факт, что в последние годы Россия продала десятки тысяч автоматов Калашникова венесуэльским военным, говорится в публикации.
Таким образом, план Стригунова по поддержке "прокси-режима" для предотвращения "цветной революции" не отличается от того, что ранее Кремль делал в других точках земного шара, резюмирует Бекхусен.
Читайте:
Отставка друга Путина в Венесуэле: названы возможные последствия
Как сообщал "Обозреватель", с апреля Венесуэлу охватили массовые протесты против президента Николаса Мадуро.
На улицы городов вышли тысячи людей, требуя отставки главы государства. Люди обвиняют Мадуро в трехзначной инфляции и продовольственном кризисе. Сам он утверждает, что является жертвой "экономической войны" со стороны США.
Протесты переросли в беспорядки, в столкновениях с полицией погибли около 70 человек. Власти Венесуэлы утверждают, что стране угрожает гражданская война и называют демонстрантов "террористами".