УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Разборки на московском рынке могут потрясти всю Россию

1,4 т.
Разборки на московском рынке могут потрясти всю Россию

Вот уже больше недели в России развивается крупный скандал. Началом ему послужили события на Матвеевском рынке Москвы. 27 июля на его территории сотрудники уголовного розыска в штатском попытались арестовать выходца из Дагестана, Магомеда Магомедова, обвиняемого в изнасиловании 15-летней девушки. Относительно фигуры сего "лица кавказской национальности" в прессе можно встретить самые разные гипотезы. От "дегенерата с одним классом образования" до "лидера этнической преступной группировки" и "смотрящего" за Матвеевским рынком столицы, где работали, опять же, преимущественно выходцы из Дагестана.

Как бы там ни были, но столь "нахальное", по мнению торговцев, задержание земляка последние стерпеть не смогли. Толпа из двух десятков дагестанцев, во главе с сестрой Магомедова и ее мужем, попыталась отбить задержанного – что, впрочем, ей и удалось, насильник скрылся. Один из оперативников получил удар гирькой для весов в лоб – да так, что у него оказался проломленным череп.

Однако обстоятельством, особенно возмутившим и граждан, и официальные власти, стало то, что очевидцами ЧП были полицейские в форме, спокойно наблюдавшие, как на их глазах избивают коллегу.

Реакция на происшествие была небывало жесткой. Раненого сотрудника посетил в больнице лично министр внутренних дел, поблагодарив за мужество и выдержку. На поимку преступников, уже пытавшихся скрытно покинуть Москву, были брошены все силы правоохранителей – и попытка к бегству не удалась.

История вышла на самые высшие эшелоны власти. Причем ее оценка президентом, как отмечают даже его недоброжелатели, была неожиданной. Вместо того, чтобы похвалить МВД за оперативность, Путин перед телекамерами "открыл секрет Полишинеля", сказав: "Стоят рядом сотрудники милиции и смотрят, как избивают их коллегу. Почему? Они что, такие трусливые? Возможно, но маловероятно. Скорее всего - они своим бездействием отрабатывали свои тридцать серебреников, которые получают от торговцев, ведь это всем понятно и известно. Неизвестно только службе внутренней безопасности МВД! Где результат их работы?"

Результаты последовали довольно быстро. По горячим следам было уволено 6 сотрудников полиции, как рядовых постовых, так и их начальников в ОВД. Но "мелкими сошками" процесс не закончился. Увольнение все более высоких чинов продолжаются полным ходом – по всей России должностей лишились уже 15 генералов МВД.

А московская полиция начала масштабные "зачистки" на столичные рынках и "резиновых квартирах", названных так по причине огромного числа зарегистрированных в них (на бумаге, конечно) приезжих. Спустя несколько дней было задержано около 3,5 тысяч человек. Одних только относительно мирных вьетнамцев, проживавших в нечеловеческих условиях на территории одного из складов, превращенного в швейную фабрику, "под раздачу" попало больше тысячи. Все "нелегалы" помещены во "временный лагерь", который все чаще называют "концлагерем". Впрочем, для тех же вьетнамцев условия там, пожалуй, будут получше, чем на свободе – по их просьбе, повара даже заменили им прежнюю гречку на более привычный на их родине рис.

Сам Матвеевский рынок собираются снести к 2015 году. Однако только им дело не ограничится – столь же масштабные меры власть обещает провести не только в Москве, но и по всей России. Во многих регионах уже начались "зачистки", подобные московской.

В Москве идет борьба за перераспределение рынков и власти?

В анализе причин произошедшего - самые разные версии. Во-первых, конечно, это банальная "корпоративная солидарность" как полиции, так и власти – и желание показать всем "кто в доме хозяин". Ведь когда даже об рядового "опера" так демонстративно "вытирают ноги" представители того или иного "землячества" – это, при отсутствии должных мер, может закончиться полной анархией.

Не исключается также мотив самого Путина еще раз хорошенько перетряхнуть ключевые кадры МВД. Все-таки, масштабная реформа последнего проходила в бытность ВВП всего лишь премьером – а президентом тогда был нынешний премьер Медведев. Так что расставить лично проверенные кадры на всех мало-мальски важных постах, включая ту же Службу внутренней безопасности, для действующего лидера было бы нелишним. Ну а надежные кадры у "питерской команды" – это "чекисты", бывшие и действующие. На днях, например, один из них, всего лишь полковник ФСБ, был назначен на генерал-полковничью должность начальника Военной полиции.

Заинтересованность московских властей находят в желании перераспределить торговлю в столице в интересах крупных игроков – тех же супермаркетов. Сети последних тоже в значительной мере принадлежат тоже не российским гражданам, а олигархам из "ближнего зарубежья", того же Кавказа – но "крышевание" такого бизнеса и более безопасно, и более прибыльно. Не для мелких сошек из отделений полиции, конечно – но для их начальства из городского главка, префектур и самой мэрии.

Национальная политика Кремля – все более нарастающий крах

Но, пожалуй, больше всего удивляет ряд наблюдателей заметное изменение политики Кремля в отношении тех, кого принято называть "нерусскими". Российские националисты издавна обвиняют Путина в потворствовании "национальным окраинам", требуя "России для русских". Владимир Владимирович же предпочитает проводить политику образца СССР – только понятие "единый советский народ" заменили "россияне".

Собственно, даже по событиям в Москве он выразился предельно "политкорректно": "Одна из главных, ключевых проблем - это коррупционное сращивание органов власти с торговлей и с торговцами, и это не имеет прямого отношения к этнической принадлежности этих торговцев. Также и в случае с Матвеевским рынком - значение имеют деньги, которые платятся представителям власти, и вот с этим нужно разбираться".

Это, впрочем, не помешало верхушке Дагестана выразить свое "фэ". Так, постпредставительство этой российской автономии заявило: "Мы решительно осуждаем крупномасштабные мероприятия московской полиции, не регламентированные законом, которые впору назвать театрализованной демонстрацией силы. Такие действия противопоставляют полицию народу". Правда, в конце "послы" скрепя сердце, признали, что "отдельные выходцы из Дагестана действительно ведут себя недопустимым образом, однако это не является основанием для предвзятого отношения к дагестанцам".

Увы, вожделенного "братства народов" достигнуть удается далеко не всегда. Все чаще на территории страны вспыхивают межнациональные конфликты. Последний из них – в городе Пугачев Саратовской области, где чеченский подросток зарезал бывшего десантника, кстати, татарина по национальности. Что уже вызвало бурные волнения и призывы выселить всех чеченцев из региона.

Собственно говоря, именно проблема с "лицами кавказской национальности" и является в России одной из самых актуальных. Конечно, российский рынок нуждается в "гастарбайтерах", как в источнике дешевой рабочей силы, на роль которой не то, что коренные москвичи, но и жители провинции идти не хотят. Но таджики с узбеками ведут себя относительно тихо – справедливо опасаясь депортации за любое серьезное нарушение.

А вот уроженцы Северного Кавказа имеют такие же российские паспорта, как и москвичи с саратовцами. Ограничить их свободное передвижение по стране практически невозможно. С другой стороны, в их разоренных тлеющими конфликтами, массовой коррупцией, и постсоветским развалом республиках просто нет даже приличной работы. Да, федеральный бюджет выделил в качестве дотаций в 2012 г. 13 300 рублей на каждого жителя Дагестана. 12 тыс. на каждого чеченца и 18 тыс. на каждого ингуша. В Тверской области этот показатель равен 1600 рублей в Вологодской – тысяча. Однако эти весьма приличные деньги большей частью банально разворовываются местными элитами – ничуть не помогая повышению благосостояния местных жителей.

Соответственно, такое положение способствует распространению миграции "кавказцев" в более благополучные регионы России, особенно – Москву. Но, как несложно догадаться, не в качестве "бюджетников", а тем более, "чернорабочих" – но в роли "бизнесменов", очень часто с криминальным оттенком и выраженной этническо-земляческой солидарностью. Что, как говорилось выше, вызывает все более негативную реакцию как этнических русских, так и немалого числа граждан "обрусевших" национальных автономий.

Путин и национализм: если нельзя пресечь – надо возглавить?

Поэтому не исключено, что искусно раздуваемый в провластных СМИ пиар вокруг событий на Матвеевском рынке, помимо прочего, является и попыткой успокоить нарастающий в обществе протест против провальной миграционной политики Кремля. Причиной которой, впрочем, являются сами же этнические русские, не желающие работать то ли "за копейки", то ли "на грязной работе".

Соответственно, Путин получил возможность выступить в роли не только "доброго", но и "грозного царя", железной рукой наводящего порядок и защищающего своих подданных. А то, неровен час, последние сами возьмутся порядок наводить – как в той же Кондопоге несколько лет назад, где мигрантов едва не убивали – так что мало не покажется. Да и в самой Москве не так давно были массовые акции протеста на Манежной площади после убийства кавказцем местного парня.

Впрочем, будут ли предпринимаемые Кремлем меры эффективными – на этот счет у российской аудитории есть большие сомнения. Слишком уж высок уровень коррупции в путинской России – в том числе, в силовых органах. Да и при фактически вымирающем вследствие низкой рождаемости "коренном этносе", русскими просто не получается заполнить все рабочие места. Недаром все чаще высказываются мнения насчет того, что для противодействия превращению страны в подобие мусульманизированной Европы, ей необходимо уменьшать миграцию с Востока, и стимулировать – с Запада, то есть славянских республик бывшего СССР, включая Украину.

Как бы там ни было – но масштабная акция по наведению порядка с нелегальной миграцией и этнической преступностью в России стартовала. Ну а каков будет ее результат – покажет время.