УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Обама: взятки и заказные убийства вместо международной политики

6,1 т.
Обама: взятки и заказные убийства вместо международной политики

Американцы любят думать о себе, как о миролюбивой нации. Тем не менее, за почти 240 лет своей истории Соединенные Штаты 216 лет с кем-нибудь воевали. Сатирик Билл Мар, который снимает документальные фильмы о последствиях американских войн предположил, что наступает очень опасный момент для всех, кто "дразнит Америку". Мол, приближается дата вывода войск из Афганистана, Америке не с кем будет воевать, а это вызовет синдром наркомана.

Сегодня США ведет боевые действия во многих странах мира. Администрация Барака Обамы интенсифицировала эти операции. Военный корреспондент журнала "The Nation" Джереми Скейхилл утверждает, что по сравнению с операциями, проводимыми по приказу нобелевского лауреата мира Обамы, его предшественники Буш и Чейни выглядят кисейными барышнями.

Джереми Скейхилл

– Либералы у нас уверены, что, если войну ведет Обама, то это неизменно "чистая война", – говорил Скейхилл на презентации его новой книги "Грязные войны: Мир как поле битвы". Телеканал независимого кино IFC снял по книге документальный фильм, который выйдет в широкий прокат 7-го июня.

Книга, как и фильм (который мне удалось посмотреть), повествует о невидимых фронтах грязных глобальных войн США и о миллионах мирных жителей, попадающих не по своей воле под каток этих войн.

– Самые известные театры для американских операций сегодня - это Рог Африки, Аравийский полуостров, Индонезия, и, разумеется, Афганистан, – говорит Скейхилл.

Когда США "выйдет из Афганистана", там официально останутся десятки тысяч американских военных, якобы, чтобы тренировать афганскую армию.

Мне удалось побывать на одной из крупнейших тренировочных баз армии США в Порт Джексоне (штат Юж. Каролина). Через нее проходят 14 тыс. человек в год. Там служит всего 3.500 человек, а непосредственно в боевой подготовке занято не больше 700.

Таким образом 20.000 инструкторов за год должны бы были подготовить полуторамиллионную афганскую армию.

В Америке уже сейчас нарастает протест против атак дронов - роботов-беспилотников. Скейхилл утверждает, что дроны – лишь малая часть проводимых тайных операций. В одних местах грязные войны ведутся посредством спецназа, как в бессудной ликвидации Бин Ладена. В других - грязную войну ведут руками наемных полевых командиров, как в Афганистане или Сомали. Еще где-то – через подкуп местных военных, как в Колумбии и Йемене. Где-то проводятся бомбовые и ракетные атаки с авианосцев и подводных лодок.

– Я выбрал заголовок "Грязные войны", по двум причинам, - говорит Скейхилл, – Либералы у нас уверяют друг друга, что Обама ведет дронами "хирургическую войну", уничтожает верхушку Аль-Каиды. За последние два года нам говорили об уничтожении 22 лидеров этой организации. Скоро там некому будет руководить (В зале смех при этих словах. - Авт). Уничтожение некоторых деятелей провозглашалось дважды и трижды. Уничтожение номера три в Аль-Каиде объявляли, кажется, 15 раз…Так что я хотел сказать своей книгой миролюбивым сторонника Обамы, что чистых войн не бывает.

Грязные войны раньше и сейчас

Главной задачей грязных войн времен Холодной войны было свержение неугодных правительств – в Чили, Гватемале, Никарагуа, Иране, Анголе. Сегодня США официально заявляет, что якобы всему этому положен конец.

– Смотрите, что случилось в Йемене при администрации Обамы. Белый дом до самого конца защищал эту кровавую диктатуру от возмущенного народа. Диктатура в Йемене получала от США много денег и военной помощи, чтобы воевать со своим собственным народом. Зато диктатуру Каддафи администрация Обамы помогала свергнуть с помощью авиационных ударов и тайных операций.

Другой пример - Саддам Хусейн. США были сначала за него и потом - против. Саддам пришел к власти в 1979 году при поддержке США и СССР, и вскоре развязал при поддержке обеих сверхдержав кровавую десятилетнюю войну против Ирана. Иракская армия была вооружена советским оружием, но США сразу же начали борьбу за вытеснение русских.

В начале 1980-х мне пришлось работать на американскую фирму, связанную с поставками запчастей для боевой техники. В фирму поступили заказы из Ирака, но были сомнения в их платежеспособности. Тогда из Пентагона пришел сигнал (и не только этой фирме) - мол, отпускайте все, чего они хотят, и не беспокойтесь об оплате.

– Я провел много времени в Ираке, – говорит Скейхилл. – Я работал в саддамовском Ираке, затем много бывал там при американской оккупации и после того, как американцы ушли. Американская политика менялась по отношению к режиму, но по отношению к стране она последовательно была против иракского народа. В самый разгар репрессий диктатуры Саддама против собственного народа, Доналд Рамсфельд передал ему в подарок от Рейгана золотые ковбойские шпоры, а самое главное, исключил Ирак из списка стран-пособников терроризма.

– Когда американские войска свергли Саддама Хусейна, то оккупировали Ирак и создали там страшную ситуацию. Смотрите, CNN целыми днями освещало взрывы в Бостоне, и было лишь маленькое упоминание в ленте новостей о взрыве в Багдаде, унесшем 27 жизней. И самое страшное, что в Америке не ведется никакой дискуссии о том, что же мы натворили в Ираке, – констатирует Скейхилл .

В Сирии есть американский спецназ

– Разумеется, в Сирии есть американский спецназ, – говорит Скрейхилл. – Есть там и ЦРУ. Они осуществляют поддержку определенных групп сирийских повстанцев. Эта история раскручивается, и я думаю, нужно год или два, пока все всплывет на поверхность. Но в Сирии сейчас происходят куда более интересные вещи, чем те, в которые мы позволяем себе поверить.

Множество тайных операций по всему миру сегодня осуществляет Совместное командование специальных операций США - Джейсак. До ликвидации Бин Ладена большинство американцев даже не слышало о существовании подобного штаба в вооруженных силах. Командование было создано в 1980 после провала операции по освобождению заложников в Иране. Эта операция стала грандиозным политическим провалом Джимми Картера, хотя провалили операцию армейские чины, затеявшие бюрократическую борьбу за право командовать и породившие хаос, приведший к гибели многих военнослужащих.

Скейхилл посвятил Джейсак целую главу. Он прослеживает, как из маленькой части, с двумя подразделениями спецназа (в Америке их называют тюленями seal – сокращение от Sea Earth Air Teams – отряды моря-земля-воздух) Джейсак превратился в частную армию американских президентов.

Вспоминали шепотом

Джейсак находился в тени и о нем мало кто знал. До 11 сентября 2001 года в Пентагоне его вспоминали шепотом. Джейсак делал много грязной работы в Латинской Америке.

Совместное командование специальных операций США имело различные сухопутные, морские и авиационные подразделения, собственную разведку и многое другое. Сегодня Джейсак способен нанести удар в любой точке планеты в течение нескольких часов. Некоторые их операции широко рекламировались, как освобождение заложников, взятых сомалийскими пиратами в начале правления Обамы. Тогда, наверное, впервые за последние 100 лет было захвачено американское судно, и Обама приказал его освободить. Операция вопреки обыкновению широко освещалась. Спецназ действовал с ранее неизвестной базы Порт Лама в Кении, где размещается их секретный "Кэмп Симба". Однако, большинство операций куда более грязные. Их рекламировать никто не собирается.

Информаторы Скейхилл называют Джейсак частной армией американских президентов. Рейган, Буш и Обама лично отдавали приказы о проведении спецопераций. За деятельностью Джейсак нет почти никакого парламентского надзора. Наоборот, Джейсак специально создавался, чтобы скрыть операции от контроля законодателей и общественности, и уж точно - не в реальном времени. Бюджет им начисляется "по-черному" (в Америке, как и в Украине, есть эта идиома). О деятельности Джейсака ставят в известность лишь избранных членов Комитета вооруженных сил Конгресса и то лишь пост-фактум.

После 11 сентября 2001 Джейсак переориентировали на "глобальнмую войну с террором" и их функции были значительно расширены.

Кто-то в зале заметил, что "война с террором" или с наркотиками, все-таки лучше, чем свержение демократически избранных режимов.

– Для меня ответ положительный, но всегда есть большое "но", – говорит Скейхилл. – В самом начале своего президентского срока Обама принял тайные операции, как метод ведения политики "через заднюю дверь" в крайне политизированном мире.

Называл проклятой войной

В начале своей карьеры Барак Обама называл войну в Ираке "проклятой войной". Тогда вопрос: является ли бессудные заказные убийства, т.н. точечные ликвидации, войной благородной?

– Барак Обама и особенно его вице-президент Джо Байден, необыкновенно влиятельный в вопросах "войны с террором", считают, что таким образом они не сделают того, что делали Буш и его люди. По крайней мере, их способ ведения войны не возвращает домой столько цинковых гробов, как политика их предшественников.

– Обама посылает дроны убивать людей в чужих странах на основании того, что они вооружены, и их подозревают в связи с тем или иным деятелем. Нет никаких доказательств, что эти люди совершили преступления. Их убивают лишь по подозрению, что они потенциально могут совершить преступления против американских интересов. Это несправедливо и вызывает массовые протесты.

Широко известно, что американцы убивают вовсе не только боевиков, но о множество ни в чем неповинных людей. Американская публика игнорируют потери гражданского населения, однако на местах это лишь вызывает рост антиамериканских настроений. Это хорошо видно в Пакистане и Афганистане.

– В декабре 2009 года в Афганистане, – говорит Скейхилл, – тройной агент Джамаль эл Бадауи взорвал себя и нескольких сотрудников ЦРУ в ответ на налеты дронов. Однако, когда в ответ на террористические акты дроны убивают не террористов, а гражданское население, – это ничем не отличается от терроризма. И мы сами увеличиваем опасность как для американцев, находящихся за границей, так и для американцев, едущих в нашем метро.

Всегда существует вопрос, кто отдает приказ. То ли это президент и его окружение, то ли Обама лишь слепо утверждает то, что ему на стол подают военные и разведслужбы.

Милитаризация внешней политики

– У нас ходит множество теорий заговоров, как военные круги, разведслужбы и военно-промышленный комплекс манипулирует неопытным президентом, – говорит Скейхилл. – Обама очень непростой и искушенный политик... Жаль, только, что на конгрессменов его чары не действуют.

– Есть, например, адмирал Билл МакРейвен. Он командует всеми спецоперациями. С самого начала своего президентского срока Обама приблизил МакРейвена к себе и доверяет ему полностью. МакРейвен руководил среди прочего рейдом по убийству Усамы Бин Ладена. В 2001 году администрация Буша пригласила МакРейвена, оправлявшегося тогда от неудачного прыжка с парашютом. И МакРейвен стал автором первой программы высокопрофильной точечной ликвидации. МакРейвен – не просто ветеран-оперативник, служивший еще в 1980 в Seal6, участвовавший в операции по освобождению заложников в Иране. Он еще и искушенный политикан, за последнее десятилетие хорошо изучивший изнутри, как работает политическая машина в Вашингтоне. МакРейвена, как и многих других ястребов, Обама оставил у себя от администрации Буша, и сегодня он наиболее доверенное лицо президента среди военных, рассказывает Скейхилл.

Другая фигура, оказавшая влияние на секретные войны Обамы – генерал Стенли МакКристолл, ранее командовавший Джейсак. Он был приближенным бывшего вице-президента Чейни. МакКристолл осуществлял серию политических убийств в Ираке, после начала оккупации, а также занимался убийствами в других странах Ближнего Востока. МакКристолл руководил сетью секретных тюрем. Мы-то знаем один Абу Грейб, но там были и другие, особенно страшная тюрьма в Кемп Нама, известная жестокими пытками. В начале оккупации там сосредоточили всех арестованных высокопоставленных иракцев и пытали их в надежде найти оружие массового уничтожения.

– Джейсак вышел из-под контроля общества, – говорит Скейхилл, – Мы создали чрезвычайно мощную машину, ведущую спецоперации по всему миру и, по сути, проводящие милитаризацию всей международной политики США. Мы уже имели что-то подобное в нашей истории. В 1970-е проводились сенатские расследования, осудившие порочные практики. Казалось, что комиссия под председательством сенатора Френка Черча в 1975 положит конец беспределу в секретных службах. Однако через 30 лет Америка снова оказалась перед лицом аналогичных проблем неуправляемых силовиков.

– После Комиссии Черча в ЦРУ выросло целое поколение сотрудников, твердо знающее, что бесконтрольные тайные операции могут создать проблемы в Конгрессе. И там внимательно наблюдают за тем, как военные вовсю занялись не своим делом, – говорит Скейхилл. – В разведслужбах крепнет уверенность, что если военные занялись тайными операциями, то и спецслужбы могут вернуться к военизированной деятельности.

Война и спецоперации сегодня в Америке приватизируются и передаются крупным корпорациям, извлекающим из этого прибыль. МакКристолл использовал для своих операций сотрудников фирмы "Блаквотер", а когда его отправили в отставку за публичную критику своих командиров, он тут же пересел в кресло консультанта у тех, кого он нанимал, будучи на военной службе. Джереми Скейхилл знает, о чем говорит. Он – автор нашумевшей книги "Блаквотер: Восход крупнейшей в мире армии наемников".

Переименовали список ликвидаций

– Если сравнить всех президентов, – смеется Скейхилл, – Джимми Картер был вроде Махатмы Ганди, обходившийся без заказных убийств (кстати, президентство Картера, единственное в американской истории, когда Америка не вела никаких войн. - Авт.). Клинтон был, вроде сомневающимся либералом, который неохотно и со всякими экивоками заказывал тех, кого считал врагами. Для своего времени Клинтон считался ястребом, но по сравнению с Обамой, Клинтон нежный голубь.

При Обаме "список целевых ликвидаций" был переименован в "список высокоприоритетных целей", однако, по сути мало что изменилось. Словесные ухищрения нужны потому, что еще со времен Джеральда Форда, каждый президент подписывает указ, где декларируется, что правительство США не практикует покушений и убийств. Каждый президент исхитряется по-разному. Президент Клинтон пытался ликвидировать Усаму бин Ладена. Он приказал провести ракетную атаку на объект в Судане, оказавшийся фармацевтической фабрикой. Об этом много писал Ричард Кларк, бывший советник по контртерроризму у многих президентов.

О "списке убийств Обамы" много говорят, но не известно даже количества имен в этом списке. А он очевидно огромен.

Метью Хо, уважаемый дипломат, бывший морской пехотинец и ответственный дипломат в Афганистане подал в отставку в знак протеста против политики Обамы. Хо говорит, что только в Афганистане в президентском списке на ликвидацию свыше 2 тысяч имен. И там не только полевые командиры. Убивают пропагандистов, духовных лиц и адвокатов.

Когда сенаторы демократ Рон Вайден из Орегона и республиканец Ренд Пол из Кентукки потребовали этот список, им отказали. Так, что неизвестно, кто в этом списке и зачем. В Обамовской Америке множество таких списков, например, огромный список (около 750.000) человек, которым запрещено летать в самолетах. В список подозреваемых террористов попадало много народу: от сенатора Тедда Кеннеди и других конгрессменов до малолетних детей.

Книга Джереми Скейхилла объемная. 600 страниц убористого текста, содержит огромный и разнообразный материал. "Это целый стол, на котором я могу обедать", - смеется Скейхилл. Однако, книга очень серьезная и насыщенная. Подзаговоловок "Мир как поле битвы" очень точно отражает современную идеологию "лидера свободного мира", упоенного идеями о собственной исключительности. США считает себя вправе воевать в любой точке планеты, даже там, где война не объявлена, в странах, которые считаются союзниками и вопреки воле местных правительств. Фразу эту Скейхилл позаимствовал из документа стратегии однополярного мира времен президентства Буша, где президент США присваивал себе право нанести предупреждающий удар в любой точке мира без объявления войны и утверждения Конгрессом, основываясь лишь на подозрении, что американским интересам может быть нанесен ущерб.

Агрессивность, опора только на силу, милитаризация политики опасны, прежде всего, для самих Штатов. Вся американская экономика, все благосостояние США зависит от лидирующего положения в мире. Мир же мирился с этим лидерством, пока Америка охраняла сложившийся после Второй мировой войны порядок. Когда же США взялись менять его в одностороннем порядке, то лидерству Америки может прийти конец. Тем более, что экономическая неолиберальная модель корпоративного капитализма теряет свою состоятельность, а из всех былых рекордов у Америки осталась лишь самая мощная армия, а из всех свобод остается лишь свобода наживы.

- Почти не было слушаний в конгрессе по вопросам президентского списка заказных убийств, – говорит Скрейхилл, – Эта администрация совершенно лишена хоть какой-то прозрачности, громогласно обещанной Обамой, а также ведет небывалую по жестокости войну против людей из аппарата, пытающихся информировать общественность о происходящем.